Комплекс вменённой общемужской вины
Заботливая мама или воспитательница детского сада начинает формировать его сразу после того, как ребёнок осознаёт себя мальчиком, а не девочкой.
«Гадкий мальчишка, хулиган, смотри, как смирно ведут себя девочки: сидят, водят кукол, а тебе лишь бы куда-нибудь залезть, испачкаться, порвать штаны!» - ругает мальчика тётя, которая работает в детском саду только потому, что её больше никуда не берут за склочность характера и отсутствие каких-либо профессиональных навыков. Вслед за отповедью следует затрещина или другое унизительное наказание. Наказание за то, что мальчик вёл себя так, как и подобает мальчику: активно, решительно. Он залез на дерево не потому, что хочет насолить воспитательнице, а потому, что именно это заложено в него природой. Активная позиция экспериментатора, первооткрывателя. Но воспиталке это не нужно. Ей бы досидеть до вечера без приключений и покинуть свою ненавистную работу. А гадкий мальчишка как раз эти приключения создаёт.