Разбираем такие характеристики мужчин как ранг и примативность. Глава из книги "Ненастоящий мужчина".
1.2. Ранговый инстинкт и ранг
Первая часть главы здесь (советую начать с неё)
Наше общество ещё с древних времён построено таким образом, что каждый из нас находится на определённой иерархической ступени. Оно подобно учреждению, где есть директор, заместители, несколько начальников подразделений и, наконец, рядовые работники, которые составляют основную часть персонала. Есть ещё технический персонал: уборщики, сторожа и т.п. Среди, например, обычных работников тоже есть иерархия: один — старший инженер, другой — просто инженер, а третий — инженер-стажёр, первый год после ВУЗа.
Директор управляет коллективом, но в то же время кто-то из его заместителей хочет занять место своего начальника и пытается сделать это. Директор, в свою очередь, хочет сохранить свою власть.
Положение каждого из этих работников на иерархической лестнице называется его служебным рангом. Чем выше должность работника, чем больше у него власти, тем выше служебный ранг. Точно так же и в обществе: чем большей властью человек обладает, чем он богаче, известнее, тем выше его ранг. Конечно, эта аналогия весьма приблизительна. Далеко не всегда ранг определяется должностью и наоборот, о чём мы поговорим ниже. Однако этот пример хорошо иллюстрирует суть разговора.
Что же заставляет нас идти вверх по ранговой лестнице, несмотря на все трудности борьбы, часто не слишком честной? Почему мы прикладываем все усилия, чтобы стать богаче или занять более высокую должность, а если это не удаётся, то завидуем тем, кому удалось?
Во всём этом виноват наш ранговый инстинкт. Он есть у всех людей, но у кого-то он выражен больше, а у кого-то — меньше. Люди с выраженным ранговым инстинктом готовы потратить все свои силы на продвижение по иерархической лестнице. Они идут по трупам и готовы на любые поступки для достижения более высокого ранга. Они тяготятся чьей-то властью над собой и пытаются избавиться от неё, а затем взять бразды правления в свои руки. Они не хотят исполнять чьи-то распоряжения, будь то приказы человека или требования общества. Они неспособны поддерживать равноправные отношения — им надо повелевать и ощущать повиновение. Им чужды альтруизм, человеколюбие, сочувствие и другие «гуманные» качества. Если у этих людей не получается достичь того ранга, о котором они мечтают, они люто ненавидят тех, у кого это получилось.
Люди со слабым ранговым инстинктом вовсе не стремятся к власти. Им вполне достаточно роли исполнителя. Они тяготятся ранговой борьбой и считают, что спокойствие дороже, чем высокое положение. Эти люди обычно малоинициативны и боятся ответственности. Если они не лентяи, то альтруистичны, хорошо исполняют возложенную на них работу, но не умеют распорядиться властью, если таковая вдруг появится, поэтому совершенно неспособны управлять людьми. Они дружелюбны, умеют сострадать, помогают другим, нередко делая это себе в ущерб.
Иными словами — ранговый инстинкт есть «желание», стремление занять более высокое положение в обществе. Однако одного желания мало, необходимы качества, которые помогли бы занять это место. Такие способности называются ранговым потенциалом.
Часто можно видеть, что человек хочет идти выше и выше по карьерной лестнице и готов ради этого продать душу дьяволу и убить всех конкурентов, но у него не хватает для этого некоторых качеств. Например, таких, как способность держать удар, упорство в достижении цели и т.д. Иногда не хватает профессиональных качеств.
Иногда люди искренне верят, что власть существует только для того, чтобы подавить свой комплекс неполноценности, отыграться на нижестоящих и репрессировать оппонентов. Такие индивидуумы не умеют распоряжаться своей властью, перегибают палку, становясь тиранами, растят недовольство и в результате теряют власть. Это как раз тот случай, когда говорят, что человек не на своём месте.
Во всех вышеописанных вариантах человек имеет высокий ранговый инстинкт, но лишён рангового потенциала. Всё, что остаётся такому человеку — люто завидовать и вредить более способным и успешным (что мы часто и видим в жизни).
Ранговый потенциал состоит из множества качеств, присущих лидеру (вожаку, вождю, правителю, начальнику). К таким качествам относятся способность держать удар, способность расставлять приоритеты, упорство в достижении поставленной цели, способность бросать вызов сопернику, достаточная степень конфликтности (не высокая, дабы не утонуть в конфликтах, но и не низкая, чтобы не бояться врагов), уверенность в себе и собственных силах, независимость, самостоятельность мышления, критическое отношение к общественному мнению (мнению окружающих), способность успешно себя рекламировать, способность правильно избирать свою стезю, способность отстаивать своё мнение (даже если оно неправильное) и свои интересы (даже если они реализуются за счёт других). Разумеется, это далеко не полный список качеств, и далеко не все эти качества поощряются общест-венной моралью. Большая часть вышесказанного есть эгоистические черты характера. Однако цель социума — не вырастить 100% вождей, а создать 1% вождей при 99% исполнителей. Общество, состоящее из одних высокоранговых (ВР) людей, было бы ввергнуто в войну «все против всех», поскольку средняя конфликтность и запросы каждого члена такого социума были бы очень высоки.
Можно сказать, как бы это ни выглядело неприятным, что вожаками чаще всего становятся не благодаря, а вопреки воспитанию и общественной морали. Какие навыки из этого списка применяются, например, политиками, бизнесменами (т.е. высокоранговыми людьми)? Хотя есть немало случаев, когда лидеры выделяются из общества благодаря своему человеколюбию и мудрости (последнее качество очень важно для лидера).
Кстати, мы уже говорили о том, что воспитание (моральные устои общества) направлено на ослабление инстинктов. Ранговый инстинкт вовсе не является исключением. Воспитание порицает бОльшую часть качеств вожака.
Прочитай ещё раз качества и способности, присущие людям с мощным ранговым инстинктом и потенциалом. Какие из них считаются «плохими», недостойными культурного человека? Воспитание через систему моральных запретов снижает наш ранговый инстинкт и потенциал, у одних — сильнее, у других — слабее. Поэтому низкопримативные люди часто имеют сниженный ранговый инстинкт. Однако если ранговый инстинкт низкопримативные человека не снижен, то такой человек просто будет более разборчив в средствах достижения цели.
В то же время обществу не нужно, чтобы 99% людей имели низкий ранговый инстинкт, поскольку это приведёт к стагнации. Общество перестанет развиваться, так как лень и безынициативность будут превалировать над целеустремлённостью. Поэтому некоторые качества, присущие людям с высоким ранговым потенциалом, поощряются. К таким качествам относятся целеустремлённость (но не карьеризм), способность держать удар (но не наносить его), независимость (но не от общества), самостоятельность мышления (но мыслить надо не только о себе, но и о других) и т.д.
Теперь переходим к самому важному понятию — рангу. С ним-то и возникает самая большая сложность и путаница. Дело в том, что понятием «ранг» чаще всего обозначают положение человека в обществе. Если руководит другими и богат, стало быть, ранг у него высокий. Если не руководит и небогат, стало быть, ранг низкий. То есть ставят знак равенства между понятиями «ранг» и «социальный статус». А это не одно и то же. К примеру, человек, обладающий всеми качествами высокорангового, но рождённый в семье рабов, имеет крайне мало шансов занять высокое социальное положение. Даже если он воспользуется своими качествами самым радикальным образом и совершит побег, устоит бунт, то, скорее всего, будет просто убит или искалечен. В последнем случае его социальный статус станет даже ниже, чем у обычного раба. Наполеон дважды приходил к власти и дважды терял её. Становился ли он внезапно низкоранговой (НР) шестёркой, утратив корону? Разумеется, нет. С другой стороны, мягкотелому хлюпику, рождённому и выращенному в семье капиталиста, уготован путь в начальники. Станет ли он человеком-сталью, как только усядется в высокое кресло? Конечно, нет. Он так и останется с набором качеств низкорангового несмотря на свой высокий социальный статус. Та же самая картина будет наблюдаться, если группа высокоранговых «серых кардиналов» поставят над собой марионеточного царька. Его формальный социальный статус выше, чем у «кардиналов», но фактически он низкоранговая кукла в чужих руках.
Таким образом, для обозначения положения человека в обществе лучше использовать понятие «социальный статус», а не «ранг».
Но что же такое ранг? Это набор поведенческих программ, черт характера, механизмов реагирования на возникновение потребности, которые в условиях применения свободной конкуренции, борьбы обеспечат человеку высокий социальный статус. Почему именно в условиях свободной конкуренции — понятно из объяснений двумя абзацами выше.
Повторим сложные для запоминания термины и их сокращённые варианты. И термины, и их аббревиатуры необходимо твёрдо помнить — это очень важная информация для понимания книги. Советую здесь вложить закладку и заглядывать, если забудутся буквенные обозначения — в дальнейшем мы будем пользоваться ими для краткости.
Высокоранговый (ВР) — человек с мощным ранговым инстинктом и ранговым потенциалом. Вожак, лидер.
Низкоранговый (НР) — человек со слабым ранговым инстинктом и/или ранговым потенциалом. Ведомый, шестёрка.
Средреранговый (СР) — человек со средними ранговым инстинктом и потенциалом.
Высокопримативный (ВП) — человек, поведение которого в большей степени подчинено инстинктам, нежели разуму, воспитанию. Он почти не может контролировать свои инстинкты.
Низкопримативный (НП) — человек, поведение которого под-чинено в основном разуму, воспитанию. Он может контролировать свои инстинкты.
Среднепримативный (СП) — человек, в поведении которого инстинкты и разум, воспитание проявляются примерно с одинаковой частотой.
Не путай эти понятия и особенно их буквенные обозначения.
Чем ранг отличается от рангового потенциала? Эти два понятия часто путают друг с другом, хотя на самом деле здесь всё просто.
Ранговый инстинкт (ранговые амбиции) — желание стать крутым. Это как желание перестрелять всех врагов из ружья.
Ранговый потенциал — набор качеств, которые помогли бы стать крутым. Это как ружьё. Оно у нас может быть, но стрелять из него врагов мы не будем, и все они останутся живы.
Ранг возникает при объединении ранговых амбиций и рангового потенциала. Это как будто бы человеку, желающему убить своих врагов, дали ружьё, и он их убивает. Желание победить + инструмент для победы.
Можно ещё привести пример: ранговые амбиции — как хороший гонщик. Ранговый потенциал — как гоночная машина. Вместе — победа на гонках. По отдельности — ничто.
Высокий ранг означает не только престижную работу. Главарь банды, имеющий власть над частью криминального мира и полу-чающий большой доход с незаконных дел, тоже ВР. Разумеется, если первый вариант поощряется обществом, то второй осуждается, к тому же он несёт в себе гораздо больше опасностей. Человек с высоким рангом вообще может не занимать никакого положения в обществе. Пример — Наполеон в ссылке. Не стал же он после ссылок внезапно слабохарактерным хлюпиком.
Ранг может быть низким. Человек трудится на работе, от которой отказываются остальные, он может быть вечным студентом, боящимся выхода во «взрослый мир». Может быть бездомным или «шестёркой» в банде. Такой человек называется НР.
Среднеранговый (СР) находится между ВР и НР. Кстати, самое успешное общество как раз по большей части состоит из СР с не-большой, но ощутимой долей ВР. Тоталитарное общество или социум, живущий по диким «законам джунглей», состоит по большей части из НР, помыкаемых немногочисленными ВР и СР.
Может ли человек с высоким ранговым потенциалом быть СР или даже НР? Разумеется, может. Это бывает в том случае, если его ранговый инстинкт (ранговые амбиции) подавлен настолько, что становится слишком слабым для реализации рангового потенциала. Ситуация характерна для людей, которые в детстве находились под повышенной запрещающей опёкой родителей. Таких людей, что называется, «забили», «завоспитывали». Их ранговые амбиции настолько подавлены запретами, что они не смеют представить себя кем-то выше исполнителя. Они, как и все НР, боятся защищать свои интересы, пасуют перед трудностями, безынициативны, панически боятся конфликтов, услужливы и очень зависимы от чужого мнения (несамостоятельность мышления). Правда, иногда их ранговый потенциал даёт о себе знать и, бывает, реализуется в самых печальных видах (маньяки, самоубийцы, террористы).
Ранг бывает реальный и визуальный, причём они иногда отличаются.
Реальный ранг определяется только внутренним состоянием самого человека, а косвенный признак реального ранга — положение в обществе. Но никогда — внешним видом или дорогими прибамбасами. Если президент транснациональной компании, сидя на берегу с удочкой, наденет футболку за 10 долларов, то его капитал и власть от этого не станут меньше, как и реальный ранг. С другой стороны, если студент-первокурсник с доходом 2000 рублей в месяц купит себе часы за 1000 долларов или дорогую машину, то его власть не увеличится, а положение в обществе не поднимется.
Однако визуальный ранг в первом примере снизится, а во втором примере поднимется. Особенно если студент будет усиленно демонстрировать свои часы, а в разговорах станет упоминать о влиятельных друзьях или предложениях от солидных работодателей (которых может и не быть). Реальный же ранг при этом не изменится.
К сожалению, большинство людей вначале реагируют на визуальный ранг, поэтому имиджу и уделяется такое внимание, хотя всякому ясно, что визуальный ранг нередко оказывается не более чем пусканием пыли в глаза. Однако по визуальному рангу люди определяют, как вести себя с тем или иным незнакомым или малознакомым человеком. Именно поэтому президент транснациональной компании, идя на раут, никогда не наденет часы за 30 долларов — надо выглядеть успешным! Заметив низкий визуальный ранг, люди тут же запишут его в банкроты (т.е. в НР), и никто не будет выяснять реальное положение дел. Хотя бывают и исключения, например, Стив Джобс, Герман Стерлигов.
Александр Бирюков
Из книги "Ненастоящий мужчина".
Продолжение здесь
Комментарии
С уважением
Анатолий Протопопов
Рад вас видеть на моём сайте.