Рассматриваем культурно-исторические примеры социумов, показавших наибольшую эффективность, и чем такая эффективность вызвана.
Меня упрекают в том, что я против коммунизма, марксизма, социализма. Да, я против этих откровенно фантастических, а потому лженаучных и вредоносных идеологий.
Но почему-то оппоненты считают, что коль скоро я против марксизма, то я автоматически за «хруст французской булки», за царскую аристократию и прочую мишуру. Нет, это не так. Царская аристократия своей совершенной оторванностью от реальной жизни народа довела мою родину до позорного переворота. Наплевательство на реальные проблемы миллионов людей, витание в эмпиреях и прочее бланманже головного мозга привели к тому, что власть захватили жестокие проходимцы.
Особо недалёкие люди считают, что если я против марксизма, то значит я за «либерализм». Специально взял это слово в кавычки, потому что им по какому-то странному недоразумению называют банальный неомарксизм. Почему – не знаю. Никакого отношения к классическому либерализму Джона Локка и Адама Смита он не имеет.
А действительно, какая социальная формация показала себя наиболее оптимальной?
Я выделяю два сообщества:
1. Пуритане, Англия, XVI—XVII вв;
2. Старообрядцы, Россия, XVIII-XX вв.
Обе эти социальные формации показали себя эффективными, хотя по-разному.
Пуритане
Начнём с пуритан. В обывательском сознании это слово имеет совершенно искажённый смысл. Сейчас это синоним ханжей, лицемеров, слишком «правильных» людей. На самом деле слово «пуритане» произошло от латинского слова «puritas», что значит «чистота». Причём имеется в виду не некая духовная чистота, а вполне конкретное очищение англиканской церкви от католических элементов. Пуритане появились в XVI веке, наибольшего расцвета достигли в XVII веке. Фактически именно пуритане стали двигателем английской революции, а таже колонизации Америки, в результате чего и появилась самая могущественная на сей день англо-саксонская страна. Можно сказать, что именно пуритане запустили процесс быстрого роста Британской империи. Пуританство легло в основу викторианской «идеологии». В результате всего этого Британия стала крупнейшей из когда-либо созданных людьми империй (36,6 млн кв.км., это в более чем в 2 раза больше нынешней территории России).
Дженни Августа Браунскомб, «Первый День благодарения»
В чём суть менталитета пуритан? Разберём по пунктам.
1. Дисциплинированность. Дисциплина, самоорганизация, самоконтроль – это то, что регулирует человеческие инстинкты и делает поведение индивидуума более эффективным. По сути дела, пуритане в промышленных масштабах и ударными темпами растили низкопримативное, нацеленное на конкретные цели и задачи сообщество. И у них это отлично получалось.
2. Строгость нравов. Контроль поведения человека с помощью мощной морали, как светской, так и религиозной. Религиозность пуритан не была пустым фанатизмом. Она преследовала вполне реальную практическую цель – регулирование инстинктивного поведения. Невозможно было в среде пуритан вести себя разнузданно, похотливо, быть жадным или чванливым. В этот же пункт, кстати, отнесём и регулирование семьи, полового поведения. Мораль, общественное порицание минимизировало измены, как мужские, так и женские, и делало семью крепкой, пожизненной, многодетной.
3. Трудолюбие. Идёт рука об руку с первыми двумя пунктами. Быть праздным, лодырем, бездельником в обществе пуритан не приветствовалось, мягко говоря. Даже детские игры не приветствовались: считалось, что даже маленькие дети должны не играть, а быстро взрослеть и помогать взрослым (сравним с нынешней эпидемией игровой зависимости даже у взрослых). А чем более трудолюбивое общество, тем больше там профессионалов, тем оно эффективнее. Говоря современным языком, тем выше у такого социума ВВП, тем быстрее идёт научно-техническое развитие, тем качественнее продукция. А это значительное конкурентное преимущество перед соседями.
4. Умеренность, неприятие роскоши, минимализм. Это в том числе коснулось и церкви: католическая церковь и её «остатки» в англиканской тяготели в роскоши, золоту. Пуритане же настаивали на аскетизме церкви. Умеренность в потреблении и неприятие роскоши, отвержение материального стяжания, во-первых, противодействует возникновению пресловутого современного «общества потребления», а во-вторых, снижает имущественный разрыв между богатыми и бедными, имущественное неравенство. Всё это тоже работает на эффективность общества.
5. Очень крепкие семьи-кланы. Чем больше детей, тем больше деятелей. Чем теснее связь поколений, тем разумнее общество. Чем больше кланы, тем сильнее взаимоподдержка, сила и сплочённость социума.
6. Хозяйственная инициатива и бережливость. Любое честное хозяйствование, будь то фермерство, промысел, торговля, производство, финансовая деятельность не только приветствовалось среди пуритан, но и было популярно, стимулировалось. Вряд ли ошибусь, сказав, что промышленная революция в Англии, а также успехи колонизации других материков стали результатом хозяйственной инициативы пуритан. А бережливость способствует созданию крепкого, наследственного капитала. О том, чем по сути отличается наследственный капитал от шального (как у нас в 90-е, да и теперь) смотрим каст Олега Новосёлова «Зачем отравили Скрипалей?», ищем здесь.
7. Способность к самоорганизации и саморегулированию общества. Пуритане немалую часть времени были в опале в Англии, а в колониях их сообщества и вовсе становились анклавами среди аборигенов. Чем сильнее сплочённость общества, чем более оно склонно к саморегуляции, тем меньше в нём разброда и шатания, тем оно эффективнее. Как само по себе, так и по сравнению с окружающими сообществами, нередко враждебными.
8. Пассионарность, храбрость и упорство. Практическую ценность этого описывать смысла нет, она и так понятна. Победы Британии видны всем нам на историческом полотне. А происходят эти качества из предыдущих пунктов.
Старообрядцы
Теперь что касается старообрядцев. Это сообщество ближе к нам, понятнее и роднее. Однако и тут есть некоторые недоразумения, которые нужно устранить, прежде чем говорить предметно об их менталитете. Дело в том, что к старообрядцам по неведению приписывают различные секты, существовавшие с середины XVII в. Например, секту скопцов. Это неверно. Старинные миспы сюда не относятся.
Итак, менталитет старообрядца.
1. Строгость нравов. Эта черта похожа на таковую у пуритан. Результаты те же самые.
2. Трудолюбие, причём возведённое в религиозную добродетель. Например, среди старообрядцев некачественная работа считалась грехом. Предполагалось, что праведный человек обязан все силы, знания и умения вкладывать в то, что он делает. А не лепить что-то тяп-ляп, «на отвали». Результат такой же, как и у пуритан.
Обрати внимание: детей учит мужчина, видимо, дед большого семейства. Как много детей сейчас могут похвастаться тем, что их учил мужчина, а тем более отец или дед? Вокруг - уже третье поколение мужчин, воспитанных женщинами для женщин.
3. Умение держать слово и вера слову. Кстати, это традиционная черта менталитета и юридическая норма на Руси. Например, в Новгородской республике было не принято документально оформлять сделку. Всё решалось на уровне честного слова, зачастую даже без свидетелей. В более позднем периоде, в XIX-XX веках, среди старообрядцев также не применялись письменные договора. Всё работало на честном слове. Которое, разумеется, умели держать (иначе бы не работало). Под честное слово старообрядцы инвестировали в чужие стартапы сотни тысяч, миллионы рублей золотом.
4. Крепость семьи, многодетность и клановая организация общества. Позволяло даже во время смертельных гонений сохранять численность сообщества и экономическую стабильность.
5. Хозяйственная инициатива. Мало кто знает, но именно староверам до революции принадлежали самые крупные российские капиталы. Самостоятельно, а чаще через подставных лиц (не забываем, что «раскольники» преследовались) старообрядцы ворочали огромными деньгами. Капиталы становились наследственными, переходили из поколения в поколение и множились. В отличие, кстати, от богатства «обычных» фабрикантов и тем более аристократии, которые проматывались и исчезали в течение 2-3 поколений после смерти «создателя» этого капитала.
6. Прагматичность, рационализм. Старообрядцы очень крепко «стояли на земле». Витать в облаках, предаваться мечтаниям, строить воздушные замки считалось блажью, грехом, болезнью. Прагматичность и рационализм способствовали экономической эффективности общества.
7. Умеренность вплоть до аскетизма. Это вообще характерно для православия, а для старообрядцев особенно. Даже очень богатые староверы питались и одевались очень скромно, имели аскетичный быт.
8. Способность к самоорганизации и саморегулированию общества. Мы рассматривали это применительно к пуританам. Так вот для староверов это справедливо вдвойне (если не десятикратно). Почему? Потому что пуритане на территории своей страны были в опале только определённые периоды. А в другие периоды, наоборот, управляли историческим процессом (например, при Кромвеле). Старообрядцы же были гонимы всегда, со времён Алексея Михайловича и до недавних времён поздних генсеков. Гонимы – значит физически истребляемы (XVII-XVIII вв, ленино-сталинский период СССР). То есть выживать и функционировать старообрядцам приходилось в куда более враждебной обстановке, нежели пуританам. Поэтому умение самоорганизовываться, налаживать самоуправление у староверов отточено до совершенства.
Старообрядцы не продемонстрировали такой экспансивной эффективности, как пуритане, зато оказались гораздо жизнеспособнее, несмотря на тяжёлые гонения как царских властей, так и советских. И то, и другое было фактически направлено на физическое уничтожение старообрядцев. Нынешние анклавы староверов, особенно за рубежом, развиваются и увеличиваются, показывая эффективность, как трудовую (экономическую), так и демографическую, выше по сравнению с местным населением.
На фото - староверы в Южной Америке. Автор - Максим Лемос. Источник и много всего интересного на эту тему здесь.
Заметьте, оба социума связаны с мощным религиозным влиянием. Иначе и быть не может, потому что религиозная мораль и нравственность (не путать с религиозным фанатизмом!) является очень эффективным регулятором инстинктивного поведения человека.
Оба социума преуспели и выиграли именно потому, что в первую очередь инвестировали свои ресурсы в систему защиты собственных инвестиций. То есть в религиозную субкультуру, которая формировала качественную социальную среду обитания. А качество социальной среды обитания и определяет защищенность инвестиций в семью и детей.
Не призываю возводить некий социум в ранг идеала. Но ориентироваться следует на тех и учиться у тех, кто показал наибольшую эффективность.
Комментарии