Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Критика советской кинофантастики. Разбор фильма.

Критика советской кинофантастики. Разбор фильма. 11 Март 2019 13:58 #1

Меня упрекают в том, что я, якобы голословно, критикую советскую кинофантастику. На самом деле совсем не голословно: за каждым моим мнением стоит куча доказательств, которые я просто не включаю в текст. Не диссертацию же пишу, в конце концов, а пост, содержащий моё мнение. И критикую я фильмы не потому, что они советские. Мне как зрителю совершенно неважно, кто, где и когда снял фильм. Мне важно, какой этот фильм: качественный или фуфло. Мне безразлична именитость режиссёра и актёров, крутизна первоисточника, потому что играть в новое платье короля я не хочу и не буду. Если король голый, то я прямо и открыто скажу: голый! Кто хочет, может и дальше подобострастно молиться на раскрученные имена, мне лень. Да и здравый смысл не позволяет.

Но это мало убеждает возбуждённых защитников всего советского. Они считают, что я не имею права критиковать. Но я имею. И сегодня приведу пример, за что именно я критикую советскую кинофантастику. Разбор одного из культовых фильмов с высоким рейтингом на Кинопоиске.

Я специально взял фильм с высоким рейтингом, чтобы не разбирать совсем уж убогую чушь, которая при первом же взгляде выглядит нелепой. Я также специально отказался от анализа спецэффектов, которые слишком зависят от технологических и финансовых возможностей кинематографа. Понятно, что в начале 70-х они были гораздо ниже, чем в конце 2010-х. Буду искать только творческие ляпы и логические огрехи, а также соответствие происходящего на экране канонам научной фантастики (не магического фентези, не сюрреализма, а именно научной фантастики).

Фильм «Москва-Кассиопея» и его продолжение «Отроки во вселенной».

Начинается он с появления какого-то странного человека (ИОО, героя Смоктуновского), который тут же ломает четвёртую стену и начинает трепаться со зрителем. Что такое четвёртая стена и для чего она нужна, можно прочесть хотя бы в Вики. Если кратко – то для создания впечатления реальности созданной в фильме реальности (такой вот каламбур).

ИОО вообще герой очень странный. Его мы будем касаться постоянно, он низводит до фарса, обесценивает и делает бессмысленным вообще всё, что мы видим.

В данном эпизоде он сообщает, что события фильма произойдут в будущем году. То есть этот человек способен перемещаться во времени.

Далее мы видим некую подростковую конференцию, где мальчик докладывает проект полёта в дальний космос. Он рассказывает про ядерный звездолёт, способный лететь со скоростью, приближенной к скорости света. Предполагается экспедиция к одной из звёзд в созвездии Кассиопеи. Лететь 27 лет туда и 27 обратно.

При этом визуальная составляющая проекта нарисована плакатными перьями на ватманах, укреплена на некоей конструкции из железных трубок, ездящей на колёсиках от ручных тележек. Ну таких, с которыми метробабки ходили в 90-х-начале 2000-х. Сзади коричневая школьная доска, на которой мелом написаны формулы. Как соотносятся эти реалии начала 70-х с хай-тековским кораблём – хз. Если человечество способно выстроить такой корабль, то они однозначно должны быть развитее нас. И никакой тележки из трубок, никакой школьной доски с мелом и быть не должно. Можно же было хотя бы немного включить фантазию и придумать что-то более футуристичное? Кстати, ближе к середине создатели фильма фантазию таки включили. Там есть и переводчики с других языков, и шарообразный скайп, и много чего ещё.

Отношения между пионерами – те ещё. Как будто это не «пионер пионеру друг товарищ и брат», а голимый серпенарий «человек человеку волк, а зомби зомби зомби». Каждый норовит укусить другого, высмеять его, унизить, наехать, выставить на посмешище. Прямо на конференции.

Во время конференции главгерой получает записку, в который некая девочка косвенно признаётся в привязанности к нему. Сюжетная линия – сама по себе большой ляп. Главгерой на протяжение всего первого фильма пытается разгадать, кто эту записку написал. Дабы взять эту верную ему девочку с собой в полёт. Что главгерой только не делает: и почерки сличает, и психологические портреты воссоздаёт, и опросы-расследования проводит. Этой записке суммарно посвящено минимум 20 минут, если не больше. То есть 1/5 фильма. И что в итоге? В итоге определить авторшу не удалось. Все способы провалились. И к концу фильма вдруг выясняется, что её написала третьеплановая героиня, которая в сюжете почти не участвовала, никакой значимой роли в событиях не играла, просто некий ноунейм. Она сама признаётся в этом. Ну и зачем было устраивать все эти танцы с бубнами вокруг выяснения личности авторши? Когда сюжетному ходу посвящено столько внимания и времени, ждёшь от него чего-то важного, судьбоносного. Это должен быть какой-то важный сюжетный узел. А тут вся эта линия заканчивается пшиком. Типа, «за никто не писал, забейте уже». Такое впечатление, что авторам фильма просто надоело детективить и они решили слить эту линию. Ну и зачем всё это было? Разочаровать зрителя? Если так, то удалось. В общем, эта записка и всё, что с ней связано, нафик никому не нужна и ни на что не влияет.

Далее главгерой слышит по радио, что ракета по их проекту создана, и будет формироваться команда подростков для полёта в космические глубины. Главгерой и его друг срываются из своего города и едут в Москву, с трудом разыскивают дом академика, курирующего этот проект, выясняют, что его нет дома, мчатся в какой-то Дом пионеров, где их отфутболивают, они страдают. А потом вдруг догадываются, что… это была всего лишь передача «Пионерская зорька», в котором всего лишь рассказали о фантастическом проекте главгероя. Ну то есть нет никакой ракеты, и все эти телодвижения были зря. Слушайте, вы там решили установить рекорд по облому зрителей и сливу сюжетообразующих линий? Нафига накачивать сюжетную линию смыслом и ожиданиями, а потом тупо сливать её, превращая в ничто? После такого уже любую другую линию воспринимаешь как очередную обманку, которая гарантированно закончится каким-нибудь обломом.

Но тут вдруг прямо посреди лестничной площадки, где депрессировали двое подростков, материализуется ИОО. Именно материализуется: не приходит, не влетает на метле, а просто самозарождается в воздухе. Магически так. Он одним взглядом меняет на подростках шмотки, одевая их в строгие костюмы. К чему эти цирковые фокусы в научно-фантастическом фильме – даже не догадываюсь. Ну ввели бы тогда в сюжет волшебников, заклинания, магические артефакты что ли. В научную фантастику, да.

Меж тем ИОО говорит, что ракета таки создана, и он приглашает мальчиков принять участие в обсуждении полёта. Для этого он неизвестным образом перемещает подростков в некое здание, где сквозь стену проводит в какой-то зал. Теперь я понимаю, откуда взяты фентезийно-магические ворота в Хогвартс. Из советской научной фантастики.

В круглом зале сидят три академика и пространно болтают на какие-то темы, никак не влияющие на сюжет. Болтают минут 10. Зачем – не знаю, наверно хронометраж заполнить. Эта пустая болтовня ни о чём, какой-то флуд надоедает через минуту. Но он длится, длится, длится……. Флуд в этом фильме вообще занимает одну из центральных ролей. Если герои начинают разговаривать между собой, то они общаются не как нормальные люди, ситуативно, а исключительно пространными философическими рассуждениями. Может быть, в этих рассуждениях есть некий смысл, влияющий на сюжет или раскрывающий характер персонажей? Увы, нет. Просто длинные длинноты, которые по уму надо бы вырезать, дабы не превращать фильм в нуднятину. Флудят все: флудят академики, флудят второстепенные персонажи, флудят главгерои – эти вообще даже во время напряжённых моментов ухитряются разговаривать философическими длиннотами. Что выглядит просто по-идиотски: ну не разговаривают люди в экстремальных ситуациях сложноподчинёнными предложениями! Ну не бывает такого! Знатоки человеческих душ, ну вы бы хоть послушали-понаблюдали, как общаются люди в напряжённой ситуации!

13-летнего пацана седые академики принимают чуть ли не как своего вожака, куратора, научного руководителя. Слушайте, ну я понимаю, что вы хотите придать важности этим подросткам, но не так же гротескно и топорно! Завтра что, главной Академии наук возьмут пузёныша из детского сада?

Главгероя информируют, что из области рядом со звездой альфа Кассиопеи идут сигналы о помощи. Из магнитофона слышны некие бульканья. С чего академики взяли, что это именно разумный сигнал и именно о помощи, а не какие-то неизвестные звуковые явления природного характера? Вы их расшифровали? Ну тогда зачем демонстрировать это кваканье, дайте уже расшифровку что ли, будет и понятнее, и правдоподобнее. Не расшифровали? Ну а тогда на чём основано утверждение, что это сигнал о помощи? Просто так, на «верьте мне, я академик, я лучше знаю!»? Да как-то вот не верится совсем.

Меж тем далее выясняется, что в распоряжении учёных уже есть прибор «уловитель смысла», который может переводить на человеческий язык другие языки: собачий, инопланетный. Ну так переведите это послание, идиоты! Вам самим что, не интересно что ли, о чём идёт там речь? Учёные, блин! Может это вовсе не сигнал о помощи, а поздравление с восьмым марта. Может, это какая-нибудь радио-заглушка типа бесконечной стрим-трансляции инопланетных музыкальных треков. Может, это какая-нибудь тарабарщина радио-любителя. И вы в ответ на эти сигналы будете посылать целую экспедицию? Тратить миллиарды дублонов, тонны полимеров, шесть человеческих жизней? Ради того, чтобы слетать и убедиться, что это просто давно потерянный спутник шлёт в космос зацикленную запись «В Багдаде всё спокойно»? Эй, бро, это точно научная фантастика?

Ну а если всё-таки сигнал о помощи, то, может быть, стоит его прослушать, проанализировать? Что именно случилось, в чём угроза, чего бояться-опасаться и так далее. Это ведь принципиально важно для снаряжения разведовательно-спасательной экспедиции! Нет, не важно? Ну ладно, вам виднее!

При посредстве ИОО, который всё так же перемещается мгновенно магическим образом между нужными местами, формируется команда космолёта. По каким принципам она формируется – хрен знает. Два друга – главгерои. Ну ок. Две девочки: одна экзобиолог. В 13 лет экзобиолог, ага. Хорошо хоть не доктор наук, лауреат двадцати научных премий, включая восемь нобелевских. Вторая – врач. Просто врач. Без степени доктора наук, что радует. Кто ещё один парень? Сказано, что он там из-за своей феноменальной памяти: запоминает 10 страниц книжного текста с одного прочтения. Друзья, вы серьёзно?) Это такая функция у него будет – тексты запоминать? Ну а почему не взяли чемпиона по плеванию в длину или обладателя титула «лучший игрок в Доту на время»? Ну или, скажем, чемпиона мира по бальным танцам? Вы там смеётесь что ли? Ну а третья девочка взята вообще по какой-то нелепой причине: ИОО предъявляет учёной комиссии фотки кирпичной стены, где написано «Миша + Катя = Любовь». И что, простите? Каким вообще это хреном прилежит к задаче лететь на далёкую звезду? У нас теперь экипажи набирают не по функционалу отдельных его членов и психологической совместимости членов малой группы, а на основании того, кто в кого втюрился? Блииииин…….

Ну далее выясняется, что вышеозначенная Катя – не хрен с горы, а победитель олимпиад юных петрографов, археологов, кристаллографов. Ну и чем занимается это юное дарование? Роется в раскопе, кисточкой разметая почву с какого-нибудь древнего артефакта? Отнюдь! Она стоит на берегу реки, геологическим молотком отбивает куски от гранитного ограждения городской набережной и кидает эти камни в воду. Зачем она занимается этим уголовно наказуемым деянием? Да чтобы установить рекорд по «лягушечкам»! Позвольте, это точно победительница олимпиад, а не гопница из местного падика?

Космолёт заполнен какими-то приборами, растениями и прочей чепухой, которой уделяется внимание, но которая вообще никогда не будет фигурировать далее. Это вообще некая особенность данного фильма – уделять внимание тому, что больше никогда не потребуется по сюжету. Авторы, видимо, совсем позабыли о чеховском ружье, которое обязано выстрелить, а иначе оно не нужно. Тут ружей навешано в пять рядов, и ни одно не стреляет.

На корабль пробирается некий рыжий пацан, который обманом летит с командой. По замыслам авторов он безответственный мальчишка, хулиган – но при этом талантливый химик, поскольку сам синтезировал клей, который обладает феноменальными связующими свойствами. Так это химический гений или всё-таки безответственный хулиган? Вы уж определитесь плиз. А то в один образ нагромождаете столько взаимоисключающих характеристик, что плакать хочется.

Ну вот и полёт. Все главгерои в сборе. И надо же такому случиться, что когда они рядом, их хрен друг от друга отличишь. Три мужских персонажа (кроме «хулигана») совершенно одинаковые. Они одинаково разговаривают, одинаково ведут себя, даже выглядят одинаково. Какие-то клоны друг друга. Зачем это? В фильме здорового человека каждый герой должен быть индивидуальностью, особенным, нести свою смысловую, сюжетную, психологическую нагрузку. Формировать свою дорожку в структуре общей линии. Отличную от дорожек других. А тут три клона.

Поведение героев – отдельная песня. Мы видим в кадре шестерых мальчиков и девочек, которые ведут себя, как умудрённые суровым опытом седовласые старцы. Они ни разу не улыбнулись. Ни разу не пошутили. У них всегда одинаковое гипер-дупер-сурьёзное лицо, словно резиновая маска. Это же дети, Карл, тринадцатилетние дети! Даже если они очень умные, они всё равно остаются детьми! Они обязаны быть непоседами, они обязаны радоваться, смеяться! Эй, авторы, вы совсем что ли забыли собственное детство? Или вы реально были такими угрюмыми, унылыми и сурьёзными, как дыра в сортире?

А речь! Это просто абзац! Все шесть главгероев говорят совершенно одинаково: возвышенно-пафосными лозунгами и глубокомысленными сентенциями. Ну прямо как будто ходячие сборники изречений древних мудрецов (знаете, есть такие книжечки, продаются в магазинах). В их речи нет ничего человеческого, спонтанного, живого, от души!

Блин, да это за резиновые куклы вместо живых детей? Что это за шесть обезжизненных трансляторов высокопарной идеологии? Это выглядит настолько тупо, неуместно, фальшиво, что всё, просто всё-всё летит к чертям. Актёрской игры никакой: у подростков на всём протяжении фильма одно и то же предельно серьёзное, безо всяких эмоций, выражение лица. Одно на всех. Этих героев не только друг от друга не отличаешь – им не сопереживаешь, себя с ними не отождествляешь, они вызывают симпатию и интерес не более чем фанерный транспарант «Мир! Труд! Май!» или «Пусть будет атом рабочим, а не солдатам!».

Далее следуют несколько никому не нужных и не влияющих на сюжет эпизодов, без которых можно смело обойтись. Ненужные эпизоды, раздувающие хронометраж – это ещё одна проблема фильма. Из-за них сюжет провисает, как старая бельевая верёвка. Между тем, избавляться от всего, что не влияет на сюжет и на эволюцию персонажей, это одно из основных правил повествования. Хоть письменного, хоть видео.

Из-за ошибки команды (выходки хулигана) корабль пробивает пространственно-временной континуум, формирует «кротовую нору» и долетает до звезды (вернее, планеты на её орбите) не за 27 лет, а за считанные месяцы. На земле, меж тем, проходят всё те же 27 лет. Все одноклассники ребят уже 40-летние дяди и тёти. К возвращению путешественников они станут глубокими стариками, а те, кто постарше (родители, например) – давно умрут.

С бесполезных эпизодов начинается также вторая серия. Ну то есть как бесполезных: они типа должны навеять грусть и тоску по дому, но из-за того, что всё опять ни к чему не приводит, не имеет логического продолжения и вставлено в фильм ради самого себя (то есть чтобы былО), то никаких эмоций не вызывает и забывается уже через 2 минуты.

Иногда повествование прерывает тоскливая песня, которую поют замогильным голосом, а поющие главгерои показаны с траурными лицами. Ну то есть со своим обычным выражением лица.

Взаимоотношения между героями тоже предельно странные. Например, каждый из трёх мальчиков-главгероев нравится одной из девочек-главгероинь. Эти симпатии взаимные, не безответные. Ну и может быть там вследствие этих чувств будут некие более нежные, человечные взаимоотношения? А вот и нифига! Наоборот, когда один мальчик говорит девочке, которая типа влюблена в него, а он в неё, что он назовёт планету в её честь, девочка надменно фыркает и говорит, что ей это безразлично, пусть называет как угодно. Слушайте, авторы этого фильма что, стервологии что ли обчитались? Или они не смогли определиться, любовь там у них или радикальный феминизм? И на всякий случай всё это перемешали? Или типа главгероиня такая стерва, что вот прямо так отшвыривает от себя того, в кого сама влюблена? Блин, да что за гадость эти ваши главгерои! Какие-то фальшивые и двуличные: то с пламенным взором произносят высоконравственные речи, а то отвешивают по морде человеку, которого взаимно любят! Тьфу на этих ваших главгероев, чтоб их там инопланетные монстры всех пожрали!

При подлёте к планете члены экипажа снова слышат всё то же послание внеземной цивилизации. То есть её передают уже как минимум 27 лет. Какая-то заторможенная катастрофа, третье десятилетие длится! Было бы разумнее подумать, что все уже давно погибли, а зацикленный сигнал шлёт в автоматическом режиме забытый на орбите радиомаяк или потерянная где-нибудь в горах давно необитаемой планеты радиовышка. Выключить их уже некому, все мертвы, спасать некого.

И снова – ни у одного из членов экипажа не возникает желание всё-таки расшифровать послание. «Что же там говорится?» - восклицает одна девочка. Да блин, курица, примени мозги, у тебя на пузе висит универсальный переводчик, включи его уже наконец!!!

Высаживаются на планету. Сразу же вываливаются из челнока без защитных шлемов. Девчуля-экзобиолог записывает на диктофон, что атмосфера по составу приближена к таковой на земле. Но блин, ведь газовый состав это далеко не всё! Там может быть какое-нибудь вредное излучение, болезнетворные микроорганизмы, неизвестные на Земле! Этого вы тоже не боитесь? Экзобиологи блин! Будто ромашечки собирать вышли на лужок!

Тут из белого столба танцующей диско походкой выходят человекообразные существа. Ходят они просто ржачно: как Челентано, когда давил виноград в «Укрощении строптивой». Пританцовывают, будто им в наушники дают музончик, и они не могут удержаться от приплясывания. Эти танцоры уводят экипаж челнока за собой.

А на орбите планеты тем временем появляется некий корабль, который, оказывается, и слал в глубины космоса тревожный сигнал. Включив «сигнал доброжелательности» (это, простите, что? Смайлик на корпусе нарисовать?), земляне входят в контакт с инопланетянами.

Оказывается, эти товарищи сто пятьдесят лет назад создали роботов, которые захватили мир. Они стали с помощью «голоса роботов» подчинять себе волю людей и отнимать у них эмоции, в том числе и любовь, и люди вымерли, так как перестали размножаться. Осталось несколько десятков человек, переживших катастрофу на орбитальной станции. Именно они и отправляли сигналы. Теперь появилась возможность с помощью землян уничтожить роботов и восстановить инопланетное человечество.

Дабы разговаривать на одном языке, земляне дают прослушать инопланетянам сначала алфавит, а потом перечень слов из словаря русского языка. Позвольте, но язык состоит не только из фонем и лексем (звуков и слов), но и ещё из кучи важных штук! Грамматики, синтаксиса, стилистики, например! Друзья, вы дали инолюдям послушать слова человеческого языка – а хотя бы определения-то этих слов им дали? А как эти слова употреблять, научили?

Тем временем на Земле уже который раз теряют экспедицию. И если первый раз её нашли обычным способом (хоть и через 27 земных лет), то теперь в центре управления полётом материализуется ИОО и с помощью допотопного уличного таксофона (который почему-то висит в ЦУПе) и металлического портсигара организует скайп-сеанс с ребятами, зависшими на другом конце вселенной. Как он это делает, как мгновенно перемещается в пространстве – хрен его знает. Этот герой давно уже стал Богом из машины, которому всё подвластно, всё возможно и для которого нет никаких преград. Он появляется, когда всё хреново, и одним шевелением пальца решает любую проблему. Научная фантастика, да. Ну и если есть такой всевластный персонаж, за каким рожном учинять все эти сложности с полувековыми полётами? Пусть мгновенно сметнётся на планету, кого надо – убьёт, кого надо – спасёт, и всё будет ништяк. Какой смысл во всех этих телодвижениях? Зачем нарушать внутреннюю логику произведения, вводя Бога из машины и Мартина Сью?

А ведь я не шучу, этот ИОО всё-таки сметнулся на ту планету в конце фильма. Для того, чтобы, когда всё закончилось, принести главгероям письмо с предложением вернуться домой. Фейспалм!!!

Оставшиеся на орбите земляне вместе с одним иночеловеком спускаются на планету, дабы покарать роботов и вызволить попавших в плен землян. Дальше начинается невнятная беготня по кораблю и убийства всезнающих и непобедимых роботов (да, их именно так и характеризует иночеловек) с помощью детской загадки про А и Б. От этой загадки они перегорают. Роботы не в состоянии выстроить самую элементарную логическую цепочку и дать даже неправальный, хоть какой-нибудь ответ! Слушайте, как же тогда эти роботы действуют автономно, сообразно ситуации? Как они принимают решения в той или иной ситуации? А если вариантов решения больше одного? А если правильного варианта вообще нет, а есть дилемма из равнозначных шагов? А ведь они действуют, ежесекундно решают тысячи логических задач и дилемм. А на такой вопрос даже попытаться ответить не могут…

Наркотизирующий инолюдей «голос роботов» оказывается примитивной синтезаторной мелодией в стиле вокально-инструментальных ансамблей 70-х гг, смешанной с завываниями мужчины и женщины. Беготня в кумаре неизвестного дыма. Обманные манёвры под носом слепо-глухо-тупых роботов (как они кого-то могли подчинить себе???). Сожжение энергетической станции с помощью гвоздя, который носил с собой в кармане скафандра хулиган. Зачем он его туда положил, с какой целью? Да пофигу! Это очередной, сто первый рояль в кустах. Нужен по сюжету гвоздь – окажется в кармане гвоздь. Потребуется галапагосская черепаха – тотчас обнаружится в другом кармане галапагосская черепаха. Даже не пытайтесь искать в событиях логическую обоснованность.

Роботы уничтожены, инопланетяне вернулись на родную планету. И тут перед земными ребятами внезапно из ниоткуда появляется ИОО (да-да, я ведь предупреждал об этом) и протягивает письмо, где написано «Не пора ли на Землю, друзья?». Офигеть. Если он моментально и без звездолётов перемещается на десятки световых лет, то что ему стоило перебить этих тупых роботов? Да и нахрена в научной фантастике откровенный Мартин Сью? Хрен поймёт. Внутренняя логика произведения давно слита в унитаз.

Ну и, видимо, предполагается, что дети полетели обратно. На Землю, где к их возвращению умрут все, кого они знали, а человечество изменится настолько, что семеро астронавтов станут в новом обществе кем-то вроде первобытных людей.

В общем и целом, это всё. Мелкие ляпы я не рассматривал: их слишком много. Да и чёрт с ними: когда разваливается здание, нет смысла искать причину того, почему подтекает кран в одной из квартир.

Итак. Сюжет рыхлый, оттого фильм скучный. Повествование изобилует кучей лишних эпизодов, никак не влияющих на сюжет. Их можно было бы смело вырезать и сократить раздутый двухсерийный хронометраж фильма до одной серии. Персонажи картонные, одномерные и нужны по большей части только для трансляции «правильных» лозунгов. Внутренняя логика много раз нарушается. Персонаж ИОО обесценивает всё происходящее на экране.

Это пример, только пример одного фильма. С рейтингом на Кинопоиске 7,6, между прочим. Вот именно поэтому я называю советскую кинофантастику примитивной и убогой. А вовсе не из-за того, что она советская. И не из-за того, что там нет компьютерных спецэффектов на уровне блокбастеров 2019 года. Чёрт с ними, спецэффектами. Вы хотя бы откровенную лажу не делайте.
Последнее редактирование: 11 Март 2019 14:49 от Александр Бирюков.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Работает на Kunena форум