О любви немало песен сложено. Действительно, немало песен. А также рассказов, повестей, романов и даже научных трудов. К сожалению, ни один из этих источников — ни в стихах, ни в прозе — не объясняет того предмета, о котором рассказывает. Веками поэты, философы, богословы и прочие гуманитарии напускали на это понятие густые клубы тумана, а тех, кто пытался его развеять, объявляли бездушными, циничными людьми. Казалось бы, наука давно имеет все инструменты для изучения чувств, эмоций и много лет занимается этим, но любовь остаётся в стороне. Единственная часть вопроса, которой всё-таки уделяется внимание, это реализация половой мотивации и те эмоции, которые связаны с нею. Именно её чаще всего имеют в виду, когда пишут статьи и книги о научном рассмотрении любви. Половую мотивацию изучили и с эволюционной точки зрения, и с биохимической, чётко обозначив, какие вещества в мозге ответственны за те или иные эмоции. Читал я труды о половой любви, написанные этологами и психиатрами. Но половая любовь — единственная из всех разновидностей любви, которой уделяется столь пристальное внимание.
Однако до сих пор я со всех сторон слышу о том, что изучить биологическую роль и суть любви нельзя. Невозможно. Зачем вообще природа создала эту самую любовь? Какие механизмы лежат в её основе? Нет и не может быть ответа. Те же, кто пытается разобраться, «просто никогда не любили». Когда я писал эту книгу, то слышал хор недовольных, которые обвиняли меня в том, что «звуки умертвив, музыку я разъял, как труп», говоря языком пушкинского Сальери. Покушаюсь на святое, то есть. Должен огорчить нежных моих критиков: буду покушаться и дальше. Прямо здесь и сейчас.
Если заняться поиском определения понятия «любовь», то мы натолкнёмся на странную штуку. Ни одно из них не скажет нам о том, что же такое любовь, откуда она берётся и зачем вообще нужна в природе.
Для начала определимся с самим термином. Любовь бывает разная: это и любовь мужчины к женщине, и любовь сына к отцу, и любовь к домашнему питомцу, и любовь к родине. Казалось бы — крайне разноплановые явления, которые не имеют никакой связи между собой. Ну что может быть общего между любовью к отцу и любовью к русской природе? Однако по какой-то причине все эти явления называются одинаково. И это неспроста. В основе столь разнородных явлений лежит один и тот же механизм, одна и та же первопричина, о которой мы поговорим чуть позже. Пока же рассмотрим словарные трактовки понятия «любовь».
Любовь — интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности (БСЭ).
Любовь. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он ее очередная л. 5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью (Словарь Ожегова).
Любовь. 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. (Психологический словарь).
Видно, что определения ни слова не говорят ни о происхождении любви, ни о её функции. Они преподносят её как факт без начала и конца, ниоткуда не возникающий и не имеющий никакой цели, задачи. И, как следствие, не имеющий никакого практического, биологического смысла. Либо сводят любовь только к реализации половой мотивации, что, разумеется, неверно. Ну как половое влечение заставит полюбить домашнюю собаку или родину?
И это ещё самые внятные расшифровки, дающие хоть какую-то информацию. Я не привожу массу совершенно бестолковых определений типа «Любовь — это божественная музыка самоотречения». Что бы это значило?
Любовь — это устремлённость на другую личность. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Почему возникает эта устремлённость, привязанность? Почему она возникает к объекту А и не возникает к объекту Б? И что за самоотверженность такая? Каков её смысл? Почему человек вдруг начинает самоотверженно защищать этот самый объект А? Ответа нет.
Нейробиологи дают своё определение: «любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей». Говоря обычным языком, это мотивация поиска единственного партнёра, возникающая под влиянием дофамина.
Но снова остаётся масса вопросов. Почему парных? Соломон, Давид, исламские правители, князь Владимир негодуют, читая такое определение. Их поддерживают японские даймё во главе с сёгуном. Многожёнство — весьма распространённое явление в былые времена, да и сейчас тоже. Или султан не любит своих 10 жён? Вряд ли — иначе зачем они были бы ему нужны? Может быть, он содержит, опекает их, занимается с ними сексом, дарит подарки исключительно из ненависти или хотя бы безразличия?
Более того, это определение никак не годится для расшифровки таких явлений, как любовь к друзьям, любовь к родителям, любовь к родине т.д. Разве родители не могут одинаково сильно любить нескольких своих детей?
И — самое главное — в определении снова нет ничего, что указывало бы на происхождение и функцию любви. Что именно заставляет искать эти «парные связи»? И зачем эти «парные связи» нужны? Таким образом, это определение опять-таки годится только для некоторого прояснения гормональных процессов, которые лежат в основе половых отношений, причём не всех, а только современных моногамных.
У меня нет намерения написать монографию или учебник. В первую очередь я хочу разоблачить фальшивки. А для этого нам потребуется разобраться в том, что такое любовь и для чего её придумала матушка-природа.
Из книги "Анатомия любви и фальшивок"
Комментарии