Всё наше поведение, будь то поиск работы, прогулка с женщиной, игра в компьютерные игры или приготовление пищи подчинено одной довольно простой схеме, которая давно известна нормальной физиологии человека.
У человека возникает потребность. Она может быть осознанной или неосознанной. В мозге формируется мотивация, направленная на удовлетворение потребности. Вместе с этим возникает образ идеального полезного результата — такого, к которому нужно стремиться. Эталона результата наших действий. Затем следует принятие мозгом решения: он из множества вариантов возможных действий выбирает одно: то, которое, исходя из имеющейся информации, лучше всего подходит для достижения результата. Далее запускается сам поведенческий акт: человек выполняет те или иные действия, направленные на достижение результата. Далее мозг сравнивает то, что мы получили, с идеальным результатом. Если они совпадают или различаются незначительно, то мотивация считается реализованной. В качестве «благодарности» за достигнутый результат мозг вырабатывает дозу веществ, которые формируют положительную эмоцию. Мы называем её чувством удовлетворения, радостью или даже счастьем в зависимости от силы эмоции, а она, сила, в свою очередь зависит от важности реализованной мотивации. Это подкрепляющая эмоция. Так мозг стимулирует нас и в дальнейшем успешно реализовывать мотивации. В следующий раз, желая вновь испытать радость, счастье, мы как можно более ответственно и тщательно будем выполнять команды нашего мозга. Кстати, оргазм имеет то же подкрепляющее, мотивирующее значение. Так природа (мозг) стимулирует реализацию одной из важнейших мотиваций — половую, от которой зависит существование и размножение вида. Хочешь испытать оргазм — размножайся.
Если же результат не получен вовсе или значительно отличается от идеального полезного результата, то мотивация не реализована. Мозг и на это реагирует эмоциями, только негативными: досадой, чувством утраты, вины, печалью и т.п. Они тоже имеют мотивирующую цель: не хочешь испытать тоску — в следующий раз реализуй мотивацию правильно. Добейся нужного результата. Кстати, возникновение потребностей также сопровождается дискомфортом. Например, мы испытываем тяжёлое чувство одиночества, когда имеем потребность в общении. Ощущаем мучительный голод, когда хотим есть (требуется реализовать пищевую мотивацию).
То, что я рассказал выше, вовсе не является открытием. В середине XX века это описал в своих трудах академик Пётр Кузьмич Анохин, физиолог, ученик Ивана Петровича Павлова. Конечно, я изложил всё в предельно упрощённой форме и опустил некоторые детали, но сохранил общую логику рассуждения и физиологическую терминологию.
Таков механизм абсолютно любого нашего поведения. Конечно, не вся эта цепочка отражается у нас в сознании. Мы осознаём только её начало и конец, потребность и результат, да и то не всегда. Многие потребности, имеющие инстинктивную природу, совсем не отражаются в сознании, и мы не осознаём, что реализуем именно их и как вообще это делаем. Просто делаем и всё. Поэтому, когда психически здоровый человек поступает, на наш взгляд, нелогично, странно, вопреки здравому смыслу, это не значит, что сбился механизм целенаправленного поведения. Это означает, что мозг приказывает ему реализовывать инстинктивные мотивации и не считает нужным «отчитываться» в этом перед сознанием человека. Вернее, отчитывается, но с помощью какой-нибудь отговорки, которую и скажет человек в ответ на вопрос «для чего ты это делаешь».
Эта схема называется механизмом формирования целенаправленного поведения.
Итак, выделим из этого блока основные тезисы:
1. Всё наше поведение — абсолютно всё — подчинено реализации мотиваций.
2. Мотивации возникают на основе потребностей, которые могут быть как осмысленными, так и неосознанными.
3. Когда мотивация успешно реализована, мозг «благодарит» нас положительными эмоциями, которые призваны эффективно реализовывать мотивации и в дальнейшем.
Потребности
Человеческих потребностей очень много. Чрезвычайно много. Маслоу сгруппировал их и получил несколько блоков, которые представлены в пирамиде, названной его именем. Приведу здесь её в виде списка. Нумерация идёт от самых «низменных», «животных» потребностей к самым «возвышенным», «человеческим».
1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др.;
2. Потребность в безопасности (чувствовать себя защищённым как от физической опасности, так и от страха, неудач);
3. Потребность в принадлежности, потребность быть нужным (быть принятым в общность, не стать отвергнутым, быть полезным, иметь единомышленников);
4. Потребность в уважении, почитании (компетентность, признание, одобрение);
5. Познавательные потребности, потребность в информации (знать, уметь, понимать);
6. Эстетические потребности (красота, гармония);
7. Потребность в самоактуализации (реализация своих целей, развитие собственной личности);
Не будем говорить, правильно ли Маслоу расположил ту или иную потребность относительно других. Для нас эта группировка важна как иллюстрация множества потребностей человека. Ведь в каждом пункте можно отыскать десятки, сотни или тысячи более частных, мелких, детализированных потребностей.
Также абсолютно ясно, что не все потребности одинаково значимы для организма (и мозга). Ради чего-то мы не пошевелим пальцем, а чего-то будем добиваться, рискуя жизнью. Важность потребностей, с одной стороны, примерно совпадает у разных людей. Например, потребность в безопасности или общении с единомышленниками очень значимы для подавляющего большинства. С другой стороны, у каждого индивида своя шкала «ценности» потребностей. Для одного безопасность превыше всего, но для другого она хоть и важна, но не важнее, скажем, денег или славы. Человек ради них готов рисковать жизнью.
Кого мы любим, или подходим к главному
Далеко не все потребности могут быть удовлетворены человеком самостоятельно. Реализовать пищевую мотивацию он сможет и сам, например, с помощью собирательства. Однако более сложные потребности удовлетворить без участия других объектов невозможно. Для реализации половой мотивации нужен партнёр, для удовлетворения потребности в принадлежности и общении нужны люди, причём не любые, а единомышленники. Удовлетворить жажду информации невозможно без книг, газет, журналов, телевизора, компьютера, интернета. Обороняться человек может и самостоятельно, но коллективная оборона будет успешнее. Можно самому обеспечивать себя всем необходимым, но разделение обязанностей между несколькими людьми в рамках их компетенции будет гораздо эффективнее.
Кратко говоря, очень часто для реализации наших мотиваций нужны некоторые объекты, люди, без которых достижение полезного результата либо очень затруднительно, либо невозможно.
Здесь обнаруживается, что этот объект в той или иной степень специфичен. Очевидно, например, что потребность в осмысленном и интересном общении мы можем удовлетворить далеко не с каждым. Для этого не подойдёт любой прохожий с улицы. Собеседник должен отвечать следующим минимальным требованиям: 1) обладать сферой интересов, эрудицией, сходными с нашими; 2) относиться к нам хотя бы нейтрально, без опасений и подозрений; 3) иметь желание обмениваться информацией здесь и сейчас. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то никакого общения не будет. Этот человек не годится для того, чтобы удовлетворить нашу потребность в общении. Мотивация не реализована. Итог: грусть, печаль, тяжкое бремя одиночества. А ведь в примере речь шла всего лишь о том, чтобы поболтать на общую тему! Представьте, сколько условий должно соблюдаться для удовлетворения, например, потребности в моральной поддержке или защите! И это знакомо каждому из нас. Из сотен и тысяч людей, которых мы встречаем в жизни, лишь малая, очень малая доля становится близкими нам людьми. Почему? Из-за специфичности. А теперь усложним задачу: пусть один и тот же человек может удовлетворить все три потребности: и в общении, и в поддержке, и в защите. Здесь речь уже идёт не только о специфичности, но даже об относительной, если не абсолютной уникальности (отец, мать).
Получается, что объекты (в том числе и люди), без которых реализация мотиваций невозможна, достаточно редки, а иногда и чрезвычайно редки.
Резюмируем эту часть главы.
1. Человек имеет множество потребностей.
2. Удовлетворение многих, порой самых важных, потребностей затруднено или невозможно без участия определённых объектов, в том числе людей.
3. Эти объекты специфичны и из-за этого в большей или меньшей степени редки, а иногда даже уникальны.
Из книги "Анатомия любви и фальшивок"
Комментарии
Чтобы вам не плавать в материале - советую прочесть хотя бы науч-поп по физиологии высшей нервной деятельности и теории функциональных систем Анохина. ВУЗовские учебники и тем более оригинальные монографии вряд ли осилите. Хотя чем чёрт не шутит.
Следующие ваши комментарии я удалил, так как вы от демагогии и передёргивания (уже сомнительному способу ведения дискуссии) переходите к обычному хамству и похабщине. Не надо так.