Теперь представим вот что. Мозг заставляет нас реализовывать мотивации и в случае удачи награждает положительными эмоциями: удовлетворением, радостью, счастьем и т.п. Вместе с тем для реализации огромной части мотиваций требуются некоторые объекты, довольно специфичные и редкие. Мозг оценивает это, и уже сам поиск и «привязка» нужных объектов становится одной из потребностей. Формируется та же известная нам схема: нехватка нужного объекта (человека) вызывает дискомфорт, мы ищем и однажды находим его. Что получаем в случае удачи? Верно, радость и счастье. Найдя и «привязав к себе» такой объект, мы испытываем сильные положительные эмоции, которыми наградил нас мозг за удачно реализованную мотивацию. Купили необходимый для работы компьютер — испытали радость. Мы любуемся им, включаем, пробуем разные функции, жалеем его и защищаем от любых негативных воздействий. Купили красивую одежду, которая выделит нас среди других — крутимся в ней перед зеркалом, хвалимся ею, с гордостью носим, бережём пуще глаза. Нашли эрудированного собеседника — радуемся общности интересов, никак не наговоримся с ним, хотим общаться и дальше. Встретили интересную женщину… Впрочем, не стану повторяться.
Но мозг ещё хитрее. Он одаривает нас положительными эмоциями не только по факту обретения такого объекта, но и авансом. Мы испытываем приятное томленье уже тогда, когда интересующий нас объект только показался на горизонте.
Увидели в магазине классную сумочку. Хочу, хочу!!! Заметили на дороге крутую машину. Хочу, хочу!!! Увидели на вечеринке интересного мужчину (женщину). Хочу, хочу!!! Уже на этом этапе мозг кипит гормонами радости. И есть повод — полдела сделано, специфичный объект найден. Мы получаем от мозга аванс ради того, чтобы довести начатые поиски до конца.
Что же дальше? А вот что. Уже тот факт, что найденный объект может реализовывать одну-две наши мотивации, вызовет у нас подъём настроения. Но вдруг мы узнаём, что он может удовлетворить кроме тех двух ещё две потребности. Это будоражит нас сильнее. Мозг доволен и не скупится на положительные эмоции. И тут выясняется, что найденный объект может реализовать ещё парочку мотиваций, да таких, которые требуют специфического участия. Или очень важную мотивацию, вроде половой. Как реагирует мозг? Он взрывается радостью, фонтанирует гормонами счастья. Разве такую ценность можно упускать? Ни в коем случае!!! И мы бежим, летим на крыльях навстречу этому чудесному объекту. Всей душой хотим быть с ним как можно дольше, стремимся удержать его всеми силами.
Ничего не напоминает? Да, она самая, воспетая поэтами, философами, гуманитариями-лириками всех мастей.
ЛЮБОВЬ — это окрашенное сильными положительными эмоциями влечение к объекту, потенциально или фактически реализующему те или иные наши мотивации.
ЛЮБОВЬ — это комплекс положительных эмоций, который является реакцией на объект, потенциально или фактически реализующий те или иные наши мотивации.
Выбирай любое определение.
Сила любви зависит от значимости и характера мотиваций, которые реализовывает или может реализовать объект.
То, что реализует мотивации низкой важности, может вызвать в нас не более чем лёгкий и непродолжительный интерес. Выше стоит влюблённость. Она возникает тогда, когда человек узнаёт больше характеристик объекта, а мозг определяет, что этот объект может реализовывать несколько важных мотиваций, требующих специфики. Это уже более ценный объект, и влечение к нему сильнее. И, наконец, любовь. Она возникает к самым ценным, по мнению нашего мозга, объектам. Тем, что реализуют очень важные для нас мотивации и которые трудно заменить из-за специфичности. Мозг бросает все силы, чтобы заставить нас удержать вожделенный объект.
Далеко не всегда мы понимаем, за что именно любим, какие именно черты объекта вызвали эмоции в нас. Эта ситуация описана в пословице «любовь зла — полюбишь и козла». Вроде бы действие нелогично, но, как я уже писал, любое нелогичное поведение есть признак реализации неосознанной мотивации, чаще всего инстинктивной.
Различается также и характер любви. Он зависит от того, какие по характеру мотивации может реализовать объект. Человека, который удовлетворяет нашу потребность в защите, мы уважаем, преклоняемся перед его силой, храбростью, самоотверженностью, испытываем по отношению к нему чувство благодарности. Объект, который реализует потребность в информации, мы тоже уважаем, но иначе (вспомни своё отношение к эрудированным, умным, мудрым людям). К тому, кто реализует половую мотивацию, мы испытываем эмоции с сильным сексуальным компонентом. Детей, которые реализуют наш родительский инстинкт, любим совсем иначе, нежели родителей, которые удовлетворяют потребность в поддержке, защите, заботе о нас.
Любовь может ослабевать и исчезать. Происходит это в двух случаях:
1. Когда мотивации, которые реализует объект, перестают быть важными.
2. Когда найден объект, который лучше справляется с реализацией мотиваций.
А что происходит, когда объект перестаёт реализовывать мотивации? Тут два варианта развития событий:
1. Объект по своей воле или из-за внешних обстоятельств прекратил реализовывать наши мотивации, но не утратил способность к этому. В подобном случае у нас к чувству влечения примешивается досада, чувство утраты. Как ты помнишь, это последствие проваленной мотивации. Любовь — тяга к объекту — будет сначала возрастать, ведь мы потратили на его поиск и удержание столько сил. Кроме того, объект доказал, что может удовлетворять наши потребности, следовательно, результат поиска был успешным. К тому же, память ещё хранит то время, когда он реализовывал наши мотивации: есть с чем сравнивать.
Однако рост тяги (любви) будет продолжаться не до бесконечности. В конце концов либо мозг смирится с утратой, либо найдёт замену (пусть даже менее подходящую). И здесь любовь к потерянному объекту исчезает или минимизируется до приятных воспоминаний.
Иногда мозг решает, что мотивации, которые реализовывал объект, были жизненно важными, а сам объект уникален и не может быть заменён. Утрата столь ценного объекта несовместима с дальнейшим существованием организма. Человек оставляет записку «Без Неё жизнь не имеет смысла» и кончает с собой.
Нередко реакция мозга на отдаление объекта противоположная: мозг определяет это как провал реализации очень важной мотивации и не скупится на отрицательные эмоции: гнев, злость, обиду, ненависть. Разумеется, они направлены на отдалившийся объект. Да, ещё вчера нейроны кушали гормоны радости, а сегодня несут по своим аксонам импульсы гнева. От любви до ненависти один шаг. И этот шаг — отказ от реализации мотиваций.
2. Объект утратил способность реализовывать мотивации. Здесь гораздо сложнее. Спектр возникающих эмоций может колебаться от огромной привязанности и вины (если объект утратил функции из-за нашей оплошности или «при исполнении») до отторжения и ненависти, что описано в предыдущем пункте. Нередко человек бросает утративший функции объект и находит себе новый. Иногда кончает жизнь самоубийством, что тоже объяснено выше.
Часто любовь изменяет свой характер. В детстве мы любим родителей как людей, которые нас защищают и поддерживают, а когда они становятся старыми, любим их как тех, кто нуждается в нашей помощи. Из эротической, сексуальной любовь к супруге превращается в нечто, похожее на партнёрскую привязанность или даже жалость, сострадание. Всё дело, опять же, в том, что сменяются реализуемые объектом мотивации.
Что такое взаимная любовь? Это ситуация, когда оба человека потенциально или реально удовлетворяют потребности друг друга, и при этом оба понимают высокую специфичность (а значит и ценность) другого. А что же такое безответная любовь? Это ситуация, в которой один человек (тот, кого любят) может реализовать мотивации другого (того, кто любит), а вот второй на аналогичную роль для первого не подходит. Почему? Не обязательно второй человек должен быть непременно ущербным, плохим. Дело в том, что у разных людей разные потребности имеют различную ценность. Один ищет красоту в партнёре и не обращает внимания на ум. Другой предпочитает состоятельного человека и не столь критически относится к внешности.
Бывает, что влечение возникает к нескольким людям, то есть сразу несколько объектов оказываются применимы для реализации тех или иных мотиваций. Вполне обычное явление. Любовь может возникать к людям, которые реализуют разные мотивации: мы можем любить одновременно мать, отца, брата, сына, двух друзей, любимую женщину и мудрого учителя. Каждый из этих людей удовлетворяет определённую группу потребностей, которые другие объекты либо не в состоянии удовлетворить, либо делают это хуже, чем он. Может быть и такое, что человек испытывает любовь к нескольким людям, которые реализуют примерно одинаковый спектр мотиваций: мать одинаково сильно любит пятерых своих детей. С точки зрения физиологии нормальна, например, любовь одного мужчины к нескольким женщинам и наоборот. Однако тут в дело вступает этика, которая может так или иначе табуировать подобные отношения. Многожёнство этически допустимо в исламе: одну жену муж любит за телесную красоту, другую за покладистый характер, третья плодовита и так далее. Многомужество существует в некоторых изолированно живущих племенах, например, на Тибете, в южной Аравии. В большинстве нынешних культур утверждена моногамия как единственно возможный вариант отношений между полами. Хотя, как я уже сказал, с точки зрения физиологии любовь к нескольким людям противоположного пола так же нормальна, как и любовь родителей к нескольким детям или любовь к нескольким друзьям. Ограничение только этическое.
С тем, что такое любовь, мы разобрались. Теперь посмотрим, из чего она состоит, какова её анатомия, какие она имеет жизненно важные органы.
Из книги "Анатомия любви и фальшивок"
Комментарии