Это случилось, и я стал счастливым обладателем диплома с квалификацией «Практический психолог», что формально узаконило мой давнишний фактический статус психолога. Поскольку я уже закончил специалитет по медицине, то мне по закону не нужно проходить всё с самого начала – с бакалавриата. Достаточно пройти профессиональную переподготовку согласно установленным законами правилам. Что я и сделал. Профессиональная переподготовка в объёме 1500 учебных часов, год длиной. Если раньше я нигде не упоминал, что я психолог и даже писал/говорил, что диплома психолога не имею, то теперь я его имею. И имею полное право именовать себя психологом уже не только потому, что разбираюсь в психологии, а ещё и потому, что есть корочки психолога. Это что касается формалистики.
Но диплом – дипломом, а образование – образованием, все мы это прекрасно понимаем. «…Как это часто не совпадает…». В нынешние времена даже диплом МГУ не говорит ровным счётом ни о чём, ведь его обладатель мог сдавать все экзамены и зачёты за деньги. Или просто с горем пополам пройти программу на тройку с минусом по принципу «сдал-забыл». И выйти на торжественное получение диплома с чистым от любых знаний и умений разумом. Многих недорослей в престижные ВУЗы вообще чуть ли не насильно впихивают родители, хотя детям это глубоко по барабану, говоря на их сленге. Так и ходят понурые, отбывают принуд, потому что строгая мамка приказала. Или потому что в армию не хочется. Или потому что техникум – это непрестижно. Выйдут ли эти граждане из стен престижных вузов профессионалами при такой мотивации? Вопрос риторический. Я уж не говорю о покупке липового диплома – деле криминальном, но очень распространённом.
С другой стороны, полно самоучек (по-научному они зовутся аутодидакты), которые постигали психологию самостоятельно, по убеждению, не на страх, а на совесть. Сейчас это сделать очень и очень просто: все образовательные программы выложены в сети, видеозаписи лекций и даже методические рекомендации находятся в свободном доступе, а почти любые учебники можно приобрести на литресе. Книги от Рубинштейна и Фройда до Гиппенрейтер и Алёшиной. Учись – не хочу. Было бы только желание. Именно так, кстати, я много лет изучал литературное мастерство по курсу Литературного института. В общем-то, такие аутодидакты по сути дела являются профессионалами, только без диплома. Собственно говоря, именно для них и придумана проф.переподготовка. Когда всё, что тебе нужно – это формальный допуск в профессию в виде диплома с квалификацией.
Как шёл мой путь к психологическим знаниям?
Во-первых, моё базовое образование – лечебный факультет медицинского университета. Это значит, что мы проходили годичный курс психологии на первом курсе, цикл психологических тренингов на четвёртом курсе, цикл клинической психологии тоже на четвёртом курсе, цикл нервных болезней на третьем-четвёртом курсах и цикл психиатрии на пятом. По двум последним дисциплинам даже сдавали экзамены (я не сдавал, т.к. по обоим предметам у меня были пятёрки «автоматом»).
Но это ещё не всё. И даже не главное, на мой взгляд. Главное – это курс физиологии высшей нервной деятельности, который мы изучали на втором курсе и сдавали государственный экзамен (дисциплина «Нормальная физиология человека). Это, на мой взгляд, базис любых психологических знаний. Сейчас, продолжая психологическое обучение, я вижу, как не хватает студентам знания физиологии ВНД. И вижу, как она меня всюду выручает. Готовясь к экзаменам по психологическим дисциплинам, я пропускаю до половины вопросов, потому что на них можно легко ответить, зная физиологию ВНД.
И здесь мне очень повезло. Ведь кафедра физиологии моего родного РязГМУ – это кафедра академика Петра Кузьмича Анохина, великого советского физиолога, который применил принципы кибернетики в физиологии ВНД, за что был «сослан» в Рязань. Кибернетика, как и генетика, считались «лженауками» в те времена (конец 40 - начало 50-х гг). Кибернетика, для справки, это не IT-индустрия, не компьютеры и не киборги, а наука об управлении информацией. Так вот одним из ближайших учеников Анохина был Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н, профессор, зав.кафедрой Анатолий Фёдорович Белов, который у нас и преподавал. Причём преподавал предельно доходчиво даже самые сложные вещи (а нормальная физиология это очень, очень сложный предмет даже по меркам мед.ВУЗа, где все предметы сложные). Белов умел донести так, что любой двоечник понимал суть. На основе теории функциональных систем, предложенной Анохиным, можно объяснить очень много вещей: начиная от механизма возникновения эмоций и заканчивая таким феноменом как любовь (что я и сделал в книге «Анатомия любви и фальшивок»).
Вслед за медуниверситетом последовала моя специализация. Вернее, она началась ещё на 3 курсе, когда я начал научную работу по опухолям головного мозга. Естественно, чтобы изучать опухоли мозга, их диагностику, нужно в совершенстве знать азы – строение и функционирование этого самого мозга. От проводящих путей и гормонов гипоталамуса до высших корковых и психических функций. Да, психиатрия, нейропсихология, психофизиология это параллельные и очень тесно связанные с нервными болезнями науки, которые тоже приходилось очень хорошо знать. Как известно, всё закончилось защитой кандидатской диссертации и написанием докторской (ну и параллельно множества всяких сопутствующих научных трудов, от больших монографий до маленьких тезисов в сборниках). Тоже по нейроонкологии.
Кстати, в аспирантуре у нас был полугодовой курс психологии.
Эта «мозговая» специализация колоссально помогла мне осваивать уже чисто психологические дисциплины. Когда ты понимаешь, как функционирует мозг, по каким законам работают его функции, то разбираться в психологических знаниях (гуманитарных, по сути) гораздо проще. И фундамент знаний прочнее. А главное – имеешь не только знания, но и понимание психологических явлений, законов.
Тут, как можно понять, начинается период самообразования. С одной стороны, это изучение книг. Здесь всё понятно, распространяться смысла нет. Книги все изучают. Но с другой стороны – собственные попытки разобраться в том, что происходит. Ещё в середине 2000-х я углубился в исследования межполовых взаимоотношений. Когда я взялся за это, не было совершено никакой литературы на тему женского манипулирования в отношениях, всяких френдзон и прочего. Сейчас, когда у меня самого несколько книг, такого сказать нельзя. Появилась хотя бы публицистика и популярная литература на эту тему. Хотя внятных и обстоятельных научных трудов нет и сейчас. А тогда был тотальный и круглый ноль. Приходилось открывать Америку прямо от береговой линии и вглубь, шаг за шагом. Всё исследовать самому, набирать материал, систематизировать, интерпретировать, делать выводы и давать практические рекомендации. Хотя бы на уровне публицистики.
Период самообразования и собственных изысканий длился чуть более 10 лет. За это время я набрал уйму материала, написал несколько книг, появился мой проект и много чего ещё. Настало время «узаконить отношения» с психологией, что я и сделал.
Вот, собственно, мой путь к специальности психолога. Как видим, он заметно отличается от стандартного и привычного «школа – ЕГЭ – бакалавриат по психологии – диплом». Он гораздо длиннее, насыщеннее и, пожалуй, осмысленнее. Правда, это не конец: я продолжаю учёбу на более высоком уровне, а ещё взялся за научную разработку темы, которой занимался в публицистическом формате.
Специально для этого момента я приберёг несколько интересных тем. Например, «Как отличить психолога от шарлатана», «Как выбрать психолога». Почему не публиковал раньше? Потому что будучи психологом фактически (причём психологом, имеющим как медицинские знания, так и большой опыт собственно в психологии) я не был психологом формально. Любой юный выпускник бакалавриата, без жизненного и психологического опыта, кое-как наискосок прочитавший чужие конспекты лекций и получивший диплом с тройками, мог щёлкнуть мне по носу и сказать: «А ты кто такой? Давай, до свидания! Сперва добейся!». И формально был прав, так как у него-то был диплом, а у меня нет. А главное что? Знания? Умения? Опыт? Нееет! Бумажка! Теперь и она у меня есть.
Так что продолжение следует, как говорится.
Фройд на картинке как бы спрашивает этак строго: "Психолог небось?" :) А сам он тоже был врачом, имел медицинское, а не психологическое образование.
Комментарии