Новая книга А. Бирюкова «Мужчина и женщина: настольная книга здоровых отношений» доступна для заказа. Заказать

 

Вышел тут недавно фильм "Легенда о Коловрате". Я на него возлагал большие надежды. Причин этому много.

Во-первых, эта история о Рязанщине. Земле моих «отичей и дедичей». Пожалуй, Рязанская земля имеет самую героическую историю среди всех русских княжеств. Переяславль Рязанский (тот, что называется Рязанью сегодня) основан в 1095 году. А Старая Рязань (ту, которую как раз и сожгли монголы в 1237 году) и вовсе считается ровесницей Киеву. То есть Рязани уже полторы тысячи лет. И всё это время – эпоха непрерывных войн с соседями и сторонними захватчиками. Рязанская земля располагалась на границе с Диким Полем и прикрывала более западные и северные княжества от кочевников. В таких условиях ковался очень закалённый, героический народ, богатыри. Войны с жителями степей, борьба с Владимирским и Московским княжествами за великокняжеский престол – всё это героическая история Рязанщины.

Тут и междоусобные войны рязанских и пронских князей с соседями, и пятидневная защита Рязани от десятикратно превосходящих сил монголов, и, собственно, история Евпатия Коловрата. И княжение причисленного к лику святых князя Олега, который смог, находясь между двух огней, сохранить целостность и независимость своего государства. И победносное отражение нашествия крымского хана Махмет Гирея. И история боярина Прокопия Ляпунова, который был в войске Ивана Болотникова, а спустя несколько лет организовал первое ополчение для освобождения Москвы от поляков.

Надо быть не то что близоруким, а просто слепым, чтобы не понять, что это настоящий кладезь для героико-исторических фильмов. Даже выдумывать-придумывать ничего не надо. Задача очень проста, даже примитивна до амёбного уровня – не слить уже имеющиеся исторические реалии.

Во-вторых, эта история о пассионарии. Напомню её, процитировав древнерусский литературный памятник «Повесть о разорении Рязани Батыем»:

«И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?». Они же ответили: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингва ревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Историки считают, что Евпатий был рязанским боярином, воеводой, возраст его составлял на момент гибели примерно 38 лет. По меркам той эпохи, это был закалённый в многочисленных боях мужчина, очень почтенного возраста. Тело в шрамах, борода с проседью. В голове опытные, разумные, зрелые мозги. К таким годам обычно уже видели собственных внуков, и не одного. Илью Муромца уже в 33 года в былинах называли «старый казак». А Евпатий был ещё старше. В старину человека такого возраста называли «пожилый» (не путать с нынешним словом «пожилой»). Пожилый – это значит пожил, жизни повидал, опыта и уму-разуму набрался. Но ещё не старик.

Вот как показали Евпатия в виде памятника в Рязани (автор фото - Михаил Фролов):

 

А вот как видит его скульптор Иван Коржев (2009):

 

И то, и другое скульптурное изображение соответствует образу закалённого в битвах богатыря возрастом под 40 лет.

Вынужден ли он был сражаться с монголами, как, скажем, осаждённые рязанцы? Да нет, разумеется. Он бы мог отсидеться в любом месте и сохранить жизнь. Однако он собрал оставшихся воинов и просился вдогонку врагу. Да так бросился, что разбил множество отрядов, посланных Батыем уничтожить рязанцев. Соотношение сил составляло примерно 1:100. Это примерно так же, как если бы пять человек вышли сражаться с двумя батальонами. Как и под стенами Рязани, войска Батыя отдыхали и восстанавливались, а рязанцы вынуждены были биться непрерывно. Так что численное соотношение надо ещё значительно скорректировать с учётом изнурения рязанцев и свежих сил Батыя. Но даже при таком раскладе монголы не смогли в обычном бою уничтожить рязанцев. Только закидав их камнями из стенобитных орудий, Батый сумел добиться победы.

За что бился Евпатий? За поруганную родную землю, за убитый народ, да просто чтобы отомстить ненавистным захватчикам.

Обязательная заметка. Евпатий Коловрат, в отличие от другого рязанского боярина и богатыря, Добрыни Никтитча, полностью историческое лицо. Нисколько не легендарное, не сказочное, не былинное. В военно-исторической энциклопедии указывается даже место рождения героя – «местечко Фроловский городок, ныне село Фролово Шиловского района». По некоторым сведениям, воевода был похоронен в одном из храмов Рязани.

Перейдём теперь к фильму. Сюжет я пересказывать не стану. По крайней мере, не в этот раз. Это та ещё песня, вокруг которой нужно писать целый трактат. Возможно, сниму обзор. А вот описание кина, которое полностью соответствует сюжету ленты, мы рассмотрим тут.

Итак. Фильм называется «Легенда о Коловрате». Позвольте, какая легенда? Это историческое лицо. Какие о нём могут быть легенды? А такие. Скажу чуть позже.

А вот описание.

«XIII век. Русь раздроблена и вот-вот падет на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, и лишь один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину».

Оу, это уже интересно.

«Испепеляя города и заливая русские земли кровью». Интересно, какие же русские города успел испепелить Батый, если первые два города, которые встретились ему на пути, были Пронск и Рязань? Причём первый был взят тогда, когда под Рязанью уже третий день шла мясорубка? И первая серьёзная кровь как раз пролилась на рязанщине. Да, потом Батый взял Владимир, Смоленск, Переяславль (не Рязанский), Киев и другие города. Но это всё уже ПОСЛЕ Рязани.

Мало того, никакого испепеления и залития вообще могло не быть. Ведь у Батыя не было цели разрушить город и убить всех жителей. Ему нужны были земли и подданные, а не выжженная пустыня. Поэтому вначале Батый предложил рязанцам покориться и платить ему десятину. Но рязанцы ответили: «Когда нас всех не будет, тогда всё ваше будет». Только после этого началась войсковая операция, говоря современным языком.

Или имеется в виду Битва на реке Воронеж? Так оно многими исследователями считается вымышленным. Но даже если это не так, что всё равно река Воронеж в те времена была на территории Дикого Поля, а не русских княжеств.

«…захватчики не встречают серьезного сопротивления». Простите, чего??? Это вы сейчас всерьёз? Или шутка такая нелепая?

Пронск, один из двух первых русских городов, оказавшихся по ударом, держался два дня. Вы когда-нибудь видели Пронск? Это маленький посёлок. На момент прихода Батыя в нём жило максимум несколько тысяч жителей. Детей, стариков, женщин, больных, немощных и т.п. Всех. Тех, кто хотя бы теоретически мог сражаться, было ну максимум пара тысяч человек. Это если дать оружие детям лет с 12, старикам лет до 70 и женщинам. Понятно, что это не аналог полноценных мужчин-воинов, если учесть, что надо было не из снайперской винтовки стрелять, а мечом-топором махать.

А против них была половина армии Батыя. То есть как минимум несколько десятков тысяч человек. То есть в десятки раз больше. Все – воины.

Попробуйте-ка втроём (причём один из бойцов женщина, а второму 13 лет) держать рукопашную оборону два дня против, скажем, ста опытных бойцов? Даже пятидесяти? А ещё у Батыя были с собой привезённые из Китая стенобитные и камнемётные орудия. То есть вы с топором, а он, условно говоря, с ракетницей. И даже всей свое мощью он не сумел взять этот маленький городишко наскоком. Пришлось воевать два дня.

О Рязани я вообще молчу. Та держалась пять дней, и только на шестой пала. Просто закончились бойцы. Да и против камнемётных машин голыми руками сражаться всё равно, что от ракет из пистолета отстреливаться.

Не встречают серьёзного сопротивления, говорите? Ну-ну…

«…и лишь один воин бросает им вызов». Эээ… Это кто же, простите? Рязанские князья Юрий Игоревич и Роман Ингваревич? Или пронский князь? Все они бросили вызов.
Но нет. Оказывается это «Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат». Вот как он выглядит в фильме. Этот женовидный губастенький вьюнош, будто требухой напуганный, якобы и есть зрелый и пожилый воевода Евпатий.

Он «…возглавляет отряд смельчаков». В реальной истории смельчаков было 1700 человек. Серди них его собственная дружина (Евпатий – боярин, не забываем) плюс уцелевшие рязанцы. В фильме войско Евпатия состоит… человек так из десяти. Как он в таком составе противостоял многотысячным отрядам Батыя – непонятно.

А вот и сам хан. По мнению создателей фильма, он был женщиной, судя по гламурной внешности. Всё феминистичненько и гендерненько-нейтральненько.

 

 

Сами монголы видят героя своей истории таким:

 

Ну и на последок самое интересное. Если всё вышеописанное было исторической клюквой, то теперь мы подошли к главной бомбе.

«Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину».

Как вы думаете, ради чего Ермак покорял Сибирь? А Минин и Пожарский освобождали Москву? Ради чего Колумб открывал Америку, а Менделеев – периодическую систему элементов? А Гагарин ради чего летал в космос? А ради чего Циолковский и Королёв положили жизнь, вычерчивая свои космолёты?

Думаете, ради человечества, ради отчизны, ради науки, ради будущего? Ошибочка.

На кафедре феминистических наук давно доказано (нет), что мужики думают только о сексе. Круглосуточно. И только ради секса вообще что-то делают. Так и киношный Евпатий громит монголов не в отместку за сожжённую родину, а за пи… простите, за вареник. Оказывается, он устраивает всё эти массовые мероприятия «…за любовь, родная». Так и хочется добавить – «выпьем». Вот такие они, эти мужики. Думают ширинкой и живут ради вареника.

Тем, у кого атрофировано понимание иронии, поясню: предыдущий абзац полностью ироничен и написан для того, чтобы показать абсурд ситуации.

Там ещё звучит слово "родина", но она идёт уже после вареника. 

На мой взгляд, это главная идеологическая диверсия фильма. Я ждал героического полотна о славной обороне Рязани, о пассионарном богатыре Евпатии. Который бьётся не на живот, а на смерть, потому что в нём кипит «ярость благородная». А получил нелепую фентезю со слюнявым главгероем, который томно мучается и страдает от недотраха. Впрочем, это норма привычное дело в век победившего феминизма, женовидных, лоховатых мужчин и по-шаляпински басовитых женщин.

Так что история дала создателям фильма звёздочки готовый героический сюжет, который надо было всего лишь не испоганить. Даже думалку не надо было напрягать - снимай, как было, да и всё. Только не облажайся. Но именно это авторы и сделали. Профукали все полимеры.

Прошу прощения за немного некуртуазную лексику. Я бы сказал ещё покрепче, да нельзя. Хотя надо бы.


Комментарии

+2  Кабуто 18.12.2017 10:33
Интересно примерял ли кто-то из создателей фильма доспехи тех времен. Ну хотя-бы кольчугу. :-) А и те и те ребята в них еще и бегали и махали ножиком и топориком. Судя по фотографиям эти бы "ниасилили" бы.

Недостаточно прав для комментирования

Вход на сайт

ВКонтакте