Фильмы 50-х демонстрируют человека в том виде, к которому следует стремиться. Это разумный, серьёзный человек, с чувством собственного достоинства, гордостью, но не с той гордостью, которая заставляет держаться высокомерно и унижать других, а с той, которая не допускает собственного недостойного поведения. Человек, обладающий достоинством, не унизится до того, чтобы самоутверждаться за счёт другого, быть лодырем или малодушничать, лгать. Он постоянно развивается, познаёт новое, учится. Трудиться – потребность такого человека. Отливать детали, строить дома, выращивать хлеб, лечить или писать книги – всё это достойный труд, а люди труда заслуживают уважения. Об этом мы очень подробно говорили в разборе фильма «Педагогическая поэма».

Фильм «Неподдающиеся» как раз посвящён теме труда, но не только. Главные герои: Толя Грачкин и Витя Громобоев, лоботрясы. Они отлынивают от труда, развития и предпочитают развлечения. Весь цех уже давно приступил к работе, а они опаздывают: Грачкин на спор танцует от общежития до завода. Громобоев подыгрывает ему, устраивая клоунаду. Видно, что у ребят неплохое чувство юмора, они не отморозки. Скорее всего, они родились незадолго до войны и росли без родителей, по крайней мере – без отца. Не получили они строгого, но тёплого отцовского наставления быть достойным, трудолюбивым человеком. Не всем беспризорникам, детдомовцам повезло найти в детстве и юности такого педагога, как Макаренко. Мы ещё не раз увидим, что они умные ребята, просто не получили нужного воспитания.

Все, за исключением лодыря Клячкина, их осуждают. Вначале смотрят с укором, а когда бригадир Володя начинает отчитывать лоботрясов, подключаются и коллеги по цеху. Людям, которые привыкли работать, надоело смотреть на двух лодырей. И это вполне объяснимое поведение. Почему я работаю, он работает, она тоже, и ещё десятки человек рядом работают, а эти два – отлынивают?!

Грачкина и Громобоева заочно отчитывают на комсомольском собрании (они не комсомольцы) и решают уволить. То, что они не комсомольцы – для 1959 года всё равно что судимость по нынешним временам. Это значит: либо их не приняли в комсомол за недостойное поведение (например, за хроническое нарушение дисциплины), либо исключили по тем же причинам, либо они сами не стали вступать, что характеризует их как безответственных людей, не примыкающих к коллективу. Такие были взгляды и порядки шестьдесят лет назад.

За них вступается Берестова. Говорит, что с ребятами не проводили воспитательной работы. Её ловят на слове и поручают эту воспитательную работу. Всё правильно: кто предлагает, тот и делает.

Вначале Берестова решила нагнать на них страху официозом. Села в начальское кресло, подложила под себя стопку книг, чтобы повыше и посолиднее выглядеть. Но этот нелепый спектакль Грачкина и Громобоева не впечатлил. Они собрались уходить. Тогда Берестова начала упрашивать их всё-таки пройти воспитательный процесс. Она приготовила им распорядок дня, список книг, план клубной работы. Да, были времена, когда в клубах не напивались и не шалашовок снимали, а слушали общественные просветительские лекции: «Молодые садоводы», «Обитатели морского дна».

Вот думаю я: сколько условий создавали человеку, чтобы он имел возможность подняться из тёмного невежества, животной примативности, стать разумной личностью, развить способности. Даже вот такие фильмы исподволь учили зрителя, настраивали его на саморазвитие, показывали, к чему нужно стремиться. Явно и недвусмысленно осуждали недостойное поведение, показывали, к чему (плохому) оно приводит. Никаких ласковых мерзавцев, хороших бандитов, обаятельных негодяев. Если негодяй – то его поведение дурное, негодяя осудят люди. Если он не исправится, то жизнь его пойдёт не в гору, а под откос. Такое вот простое, понятное и очень хорошее воспитание зрителя. Не поэтому ли люди в те времена в большинстве своём были открытые душой, дружелюбные, бесхитростные?

Но Грачкину и Громобоеву вся эта культурная программа по барабану. Они склонны только к развлечениям, а потому выступили (в форме привычного кривляния) категорически против воспитания и посадили Берестову на шкаф.

Подошла пора зарплаты. В кассе выдают деньги. Грачкин и Громобоев пытаются получить без очереди. Их не пускают, а вот Клячкин, воспользовавшись общим замешательством, ныряет к окошку без очереди. «Альберт Клячкин», - говорит он кассирше. «Василий», - поправляет его та. Вот очень интересная, показательная деталь. Имя Василий кажется Клячкину слишком простым, поэтому он называет себя заграничным, Альберт, думая, что это придаст его личности больший вес. Это признак низкой самооценки. Клячкин по-настоящему не любит себя, не уважает самого себя, не имеет того чувства собственного достоинства, которое не нуждается в показушной мишуре, зарубежных именах и не позволяет своему обладателю быть пронырой, лодырем и пьяницей, то есть мелким и жалким типом.

Тут же, у кассы, Клячкин отделяет от получки несколько купюр и пытается спрятать под майку – а то отнимет жена. Она действительно подходит и приказывает отдать деньги, включая заначку. Оставляет одну купюру мужу, а остальное забирает.

Эта сцена с одной стороны понятна: Клячкин алкоголик, и если не забрать прямо у кассы получку, то велик риск, что он её пропьёт буквально за один вечер. Я видел такое, подтвержу – нет иного способа сохранить для семьи зарплату мужа-алкоголика. Впрочем, что заставляет женщину его терпеть, почему не развестись? Дети? Может быть. А бывает, что муж-алкоголик попросту выгоден женщине: «Нет ничего более полезного в хозяйстве, чем вечно виноватый муж». Это жизненный девиз дамочек, выбирающих в мужья алкоголиков и прочих придурков.

С другой стороны, матриархат в СССР был тотальным и всеобъемлющим, как о том и завещал Энгельс. Практически во всех семьях семейным бюджетом управляла жена, муж только отдавал ей получку, надеясь на то, что матриарх оставит ему немного на сигареты. Постулат «женщина – глава семьи» отмечен незначительными эпизодиками во многих фильмах. Например, в сериале «Место встречи изменить нельзя» не страдающий пьянством Пацюк тоже вынужден отдавать зарплату жене, а сам лишь тайком прятал заначку, которую благоверная неизменно находила. Глеб Жеглов отчитывал Пацюка за то, что он стал прятать заначку в дуло пистолета. Отдавать зарплату жене, женское управление семейным бюджетом считалось не просто нормой, а единственно возможным вариантом в обычных семьях. Я много интересовался этим, и иное слышал только от пожилых выходцев с Кавказа и мусульман. Плоды этого мы пожинаем сейчас: среди женщин повсеместно распространено отношение к мужчине не как к главе семьи, а лишь как к функции, обслуге, спонсору без права голоса. Чтобы отдавал деньги и не спрашивал, на что они потрачены: не достоин спрашивать. Не веришь? Спроси у ста женщин любого возраста, от 18 и старше, как они относятся к тому, что общим бюджетом будет управлять муж. Узнаешь много интересного, в том числе и о себе.

Общается жена с Клячкиным тоже в приказном тоне, а тот унижается. Срамота. Быть таким алкашом-подкаблучником – срамота.

Эпизод длительностью всего в секунду, кассир говорит девушке: «Это вам за рационализацию». Один коротенький момент, а сколько смысла! За рац.предложения и тем более за изобретения премировали! Деньги давали, да! То есть если ты талантлив, то тебе не только звание «Почётный изобретатель», но и премия. Отличный стимул! Впрочем, сейчас есть возможность патентовать свои изобретения самому и зарабатывать деньги своим собственным умом. Тоже отличный стимул!

Берестова, глядя на передовой опыт феминизма в виде отъёма денег у мужчины, забирает получки у Грачкина и Громобоева. Вообще-то по советскому уголовному кодексу (как и по современному) квалифицируется как ограбление, то есть явное хищение чужого имущества. Понятно, что делается это как бы в воспитательных целях: она будет отдавать им частями, когда парни посетят определённые культурно-просветительские мероприятия. Но это же откровенный произвол! Когда Грачкин и Громобоев пытаются отнять свои собственные деньги, за Берестову вступаются две тётки и одобряют её действия.

Грачкин и Громобоев вынуждены идти на лекцию. Читают её откровенно скучно, как её можно слушать с интересом – ума не приложу. Монотонный, сбивчивый бубнёж себе под нос. Я бы заснул через пять минут. То же самое происходит и с Берестовой, а парни тем временем сбегают в кабак, куда их пригласил Клячкин.

Не знаю, зачем Берестова выбрала именно такой вид воспитания. Наверно просто от неопытности, ведь она сама ещё девчонка, к тому же сирота, безотцовщина. Ей нечего передать парням, у неё самой ничего нет. Нудные лекции сбивчивого характера неинтересны молодым ребятам. Им нужна активная деятельность, суррогат которой они видят в танцах и кривлянии. Их бы вовлечь в полезное дело, чтобы они почувствовали одобрение со стороны, но чтобы окружающие одобряли не нелепую клоунаду, а полезный труд и проявления находчивости, твёрдости характера, деловой порядочности.

Берестова приходит в кабак и решается выпить водки – как бы в знак осуждения их действий. Грачкину не по себе, вечер испорчен, он отнимает у неё рюмку и, негодуя, уходит. За ним следует Громобоев. Клячкин остаётся один, допивать весь заказанный на троих алкоголь. Вот уж радость-то пьянице! В коем-то веке удастся так нахрюкаться, да ещё и на халяву? Наверно, единственная радость в его унылом, пропахшем перегаром мире.

Парни идут с ней, слушают её проповеди. Не матерятся, не агрессируют. В душе они нормальные люди, им бы ума дать! Сажают её на автобус и тем самым избавляются от неё. Временно, разумеется.

Берестова решает идти в их общежитие и ждать парней там. Она принесла им огромную стопку книг. Она ждёт их в комнате. Вот ведь времена: незнакомого человека оставляют ждать в пустой комнате: знают, что она ничего не украдёт, не подкинет наркоту, не устроит разврат. Такие вот детали дают нам понять, насколько другой был менталитет человека 50-х.

Берестова обнаруживает, что Громобоев увлекается техникой, снабдил кровать и шкаф хитрыми устройствами. Кровать Грачкина тоже снабжена музыкой. Берестова понимает, что это не тупое быдло, а люди, которым просто не повезло получить человеческое воспитание. Но парни и тут сбегают.

Берестова рыдает в заводском коридоре, когда Грачкин опять ради внешнего одобрения и признания паясничает: идёт кверху ногами. Эх, не там они ищут признания, да подсказать некому!

Две коллеги советуют ей разыграть парней: подать каждому из них вид, что он ей нравится. Может быть, тогда они будут вести себя более прилично, хотя бы в её присутствии?

А на самом деле ей нравится бригадир Володя. Правда, ведёт она себя с ним как-то по-хамски: срывается, кричит, когда тот предлагает ей помощь в комсомольском поручении. Разве это поведение любящей женщины?

От имени Берестовой обоих приглашают на свидание в парк. Там проходит водный праздник. Парни приходят, а Берестову ждёт Володя. Он спортсмен и собрался нырять с вышки. Так получилось, что всем троим назначено на 12. Одна из подельниц при Володе говорит Берестовой, что её ждёт Грачкин. Тот реагирует совершенно адекватно и уходит. Подельница увязывается за ним. Так-то, мужчины, мотайте на ус: если женщине нужен мужчина, она вприпрыжку за ним побежит. А если начинаются нелепые отмазы, все эти «я подумаю», «я тебя люблю, но…» - значит тебя не любят.

Грачкин и Громобоев понимают, что их развели, но делать нечего, ходят вместе с Берестовой по парку. Громобоев нарвал цветов на клумбе, за что получил штраф. Бросил на тротуар смятую квитанцию засвистели в свисток. Да, нарвать цветов на городской клумбе, мусорить – это осуждалось. Вообще, многое из того нахальства, которое нынче считается удалью, позиционировалось как хулиганство, чем оно, собственно, и является. Зрителю показывали, как надо поступать и как не следует.

На крытой сцене – конкурс на лучший танец. Это как раз то место, в отличие от завода, где Грачкин мог бы снискать вполне заслуженные аплодисменты за танец. Он стесняется, но когда все зрители хором его просят – соглашается. Ну и закономерно получает главный приз – корыто. Стеснению парня нет предела.

Берестова сбегает смотреть на прыжок Володи. Её находят Грачкин и Громобоев. Они понимают, что на самом деле девушке нравится Володя. Грачкин пытается обесценить достижение Володи, насмехается над ним и решает доказать, что он не хуже: пытается прыгнуть с вышки. Его отговаривают, но он упёрся. Вот уж беда – эта низкая самооценка. Искать сомнительного одобрения от местного алкоголика, обесценивать нелепыми насмешками чужие достижения, доказывать, что ты не хуже кого-то. Зачем? Почему бы не развивать собственные способности, не достигать собственных высот? Не завидовать другим, обнажая собственную ничтожность, а радоваться своим реальным результатам? Заканчивается «прыжок» комично, всем на посмешище. Так оно и бывает: кто пытается унизить других, сам садится в калошу.

Толя Грачкин сбежал от Берестовой и Громобоева и затаился в каком-то закутке с ящиками. Он обескуражен, расстроен. Впрочем, поделом ему – не надо насмехаться над чужими достижениями.

На заводе проводится социалистическое соревнование. Бригаду, где работает Берестова, не включают из-за плохих результатов работы: не дотягивают до нужного уровня. Вот тут-то Толя Грачкин и вспыхивает: его стремление получить одобрение, доказать, что он достоин, находят нужное русло. Володя соглашается с решением комитета: бригада действительно слабая из-за двух оболтусов. Толя лезет в конфликт, он хочет утереть нос и Володе, и тем, кто не включил бригаду в соревнование.

Они вместе с Берестовой остаются после работы, дабы придумать новый способ обработки деталей, который повысил бы производительность труда. Берестовой нужно к 9 часам на свидание с Володей: она решила реабилитироваться после странного поведения с Толей и Витей. Она то и дело подгоняет ребят, чем добавляет ненужной нервозности. Конечно, вопрос рационализации требует обдумывания, и Берестова сильно опаздывает на свидание.

Очень показательный эпизод с опозданием. Володя уходит с места встречи. Она кричит ему, бежит вслед, но он даже не оглядывается. Это проявление самоуважения, которое требует уважения и от других. А опоздание, тем более такое длительное – это демонстрация пренебрежения. Это поведение мужчины с нормальной самооценкой. Он никому не позволяет вести себя пренебрежительно.

Толе и Вите надоедает возиться с рационализацией. От капитуляции их останавливает слово, данное Наде Берестовой. Это проявление деловой порядочности, надёжности, которые просыпаются в парнях. Эти качества характерны для сильного духом человека, то есть такого, каким учили быть фильмы 50-х.

Надя Берестова смогла остановить Володю, они гуляют, но между ними холод, она объективно виновата. Она просит его погулять ещё. Обрати внимание, не он прыгает перед ней, а она должна как-то загладить свою вину. Да, были времена, когда положительных героев мужского пола демонстрировали не как подкаблучников-идиотов, а как мужчин с чувством собственного достоинства. Такие и вызывают уважение. А тех, которые прощают женщине любые закидоны, презирают все, в том числе и эти женщины.

Толя Грачкин и Витя Громобоев заработались до полуночи, но всё-таки добились своего, придумали, как быстрее обрабатывать детали. В процессе решения задачи они поняли, что необходима учёба. У них получилось, но наощупь, интуитивно, а надо бы с научным подходом. Они возвращаются ночью, но у Толи никак не идёт из головы тот факт, что он не смог прыгнуть с вышки. Он решает прыгнуть с моста, который выше. Их обоих забирает милиция.

Наутро их опять нет в цехе. Парней собираются увольнять, но Надя вступается за них. Она показывает коллегам новый резец, платит в милиции штраф. Оказывается, их уже уволили, но Наде удаётся отстоять ребят. Вечером должно быть комсомольское собрание, где её ждёт неприятный разговор: ведь она не справилась с заданием. Толя и Витя убеждают её, что справилась: они бросили пить, всерьёз взялись за работу. Последние кадры показывают, что они отказались от компании алкаша Клячкина, его образ жизни стал им чужд.

Что мы увидели в фильме? В каждом человеке (разве что за исключением отморозков-психопатов, коих в картине нет) есть свой талант, и если его нащупать, то можно направить человека на путь, где он трудом достигнет результатов, причём не только в профессиональной деятельности, но и в тренировке волевых качеств.
 


Недостаточно прав для комментирования

Вход на сайт

ВКонтакте