Не все советские фильмы, даже «золотого периода» (50-е гг) одинаково полезны. Есть с деструктивным посылом, и их немало. Разбираем фильм "Девушка без адреса", 1957 г.
Некая дама садится в поезд, где в первую же минуту агрессирует против двух мужчин, больше против молодого. Сама она, как мы скоро узнаём, была уволена «в связи с неуживчивым характером». Поясню, что это значит. В те времена характеристика с места работы решала всё. Поэтому даже откровенных разгильдяев, пьяниц и прогульщиков старались не топить и выпроваживать со стандартной нейтральной характеристикой, тогда как «обычным» работникам давали характеристики «с похвалой». Это там, где «успешно выполнял...», «активно трудился» и т. п. Все знакомы с подобными хотя бы из ВУЗовской практики. Просто «нейтральная» характеристика говорила, что труженик так себе, с гнильцой. А чтобы уволили с такой припиской, нужно быть не просто конфликтной, а лютой стервой, довести до белого каления весь коллектив, включая начальство. Причём не раз и с последствиями. То есть эта дама вгонит паренька в гроб лет на 20 раньше биологического срока. К ней сразу же формируется негативное отношение. Но данная особа говорит, что уволивший её начальник — жулик и уволил за спор с ним. Ну хорошо, посмотрим.
Едет девица, разумеется, завоёвывать Москву. Ну а как жеж без этого! Ты думал, это только нынче доярки из хацапетовки едут за олигархами в столицу? Увы, эта хмарь была в женских головах и в идеализируемое ныне советское время. Коммунизм коммунизмом, а женские инстинкты фиг обманешь. Ну и едет она, конечно же, устраиваться актрисой. Ну не швеёй же в самом деле, понимать надо! Да-да, это не чикуля с надутыми губами из 2019, а «хорошая девочка» (нет) из 1957.
Будучи зелёным и неопытным, паренёк влюбляется с первого взгляда. Хотя по-хорошему следовало бы избегать этой дамы за километр. Чтобы не забрызгала слюнями, когда будет скандалить. Он решает её проводить до дома. Выходя из поезда, они разминулись. То есть сама судьба отводит его от этой дамочки. Но нет, заставь дурака Богу молиться — весь лоб себе расшибёт. Он решает её найти во что бы то ни стало. Знает только имя (Катерина) и начало названия улицы.
Жить Катерина собралась у деда. Тот учит её уму-разуму, говоря очень капитанские вещи: что характер иногда нужно держать при себе. Та демонстрирует чудеса примитивной демагогии. Но дед мягкий, ведомый, а потому сразу же попадает под влияние внучки.
Далее пытаются её образ как-то скрасить. Она делает работу по дому: пожалуй, это выгодно отличает даму от современных барышень, которые называют домашний труд «бытовым рабством» и выполнять отказываются. Впрочем, это сейчас женщина, умеющая делать домашние дела, вызывает восхищение. В те времена подобным перком обладали абсолютно все лица женского пола старше начальной школы.
Парень начинает целые оперативно-розыскные мероприятия. Комбинирует названия улиц и маршрутом автобуса, у которого запомнил только первую цифру. В общем, Мегрэ нервно не курит в сторонке (курение вредит его здоровью). Даже отпуск ради этого взял. На определённом этапе друг уже смеётся над ним, подшучивает над его болезненно настойчивыми поисками. Сам он, правда, тот ещё горе-пикапер.
Дед потакает внучкиной дури и приводит знакомого гардеробщика из театра, дабы тот заслушал внучку и сказал, есть у неё талант или нет. Выглядит всё это по-идиотски — это как раз из тех моментов, когда тупят они, а стыдно тебе. Вместо того, чтобы официально поступать в консерваторию или хотя бы в кулёк, ищут какие-то обходные пути. Каждый раз эта срамота меня печалит.
Странно выглядит её восторженное преклонение перед любым, кто имеет отношение к театру. «Для артиста я всё сделаю!» - после таких заявок нужно бы списывать даму в утиль. Эх, чувак, знал бы ты, что ищешь……
Сложилось всё кривовато: даже лифтёршей не удалось работать. Не по её вине, правда: начальник оказался нерадивым. Устроилась в матриархальную семью домоработницей — там стареющий муж начал приставать. А жена — ревновать и дурить. В конце концов она устроилась асфальтоукладчицей, а потом курьером. Да, когда-то женщины работали не только в офисах. Всё-таки советская мораль всяко лучше современной, даже в таком дефектном фильме. Нынешние клуши из-под коровы как только приезжают в Москву - так сразу на вокзале олигарха цепляют. Да что там цепляют — олигархи за ними на конкурсной основе бегают. Дерутся, виски друг другу рвут. А в советских фильмах с зарвавшихся чикуль спесь сбивали: иди асфальт клади. Самое по тебе. Так что в этом плане не отнять. Ну и пропаганда простых профессий — показывают, что совсем даже не зазорно асфальт класть. Вполне себе достойная рабочая профессия. Всё лучше, чем эскортницей. Женщины, конечно, поспорят со мной в этом месте, да и ладно.
А может, её пообломала жизнь, да и исправилась она? Сложно сказать.
Только песня в исполнении Юрия Белова очень даже правильная. Она на 1:02:30. Как было бы хорошо, если бы все мужчины руководствовались этой песней! Правда, он тут же начинает унижаться перед своей пассией, заикаться и умолять. «Ну можно? Можно??». Да, глубокие корни у теперешней женской принцессности и мужской униженности. И странности у героев имеются. Вроде понимает, как должно быть, а поступает по-другому. Впрочем, не удивляюсь: показано поколение, выращенное женщинами без отцов — их убили на войне. А женщина, как бы ни старалась, не может передать сыну мужское мировоззрение и мужское поведение: невозможно другому дать то, чего у тебя самой нет.
Катю главгерой, конечно, нашёл, хэппи энд же. Только вот хэппи ли? С учётом всего, что до этого? Думаю, он не Катю нашёл, а большую-пребольшую проблему на свою неопытную голову.
Всё это странное смотрелово подаётся под рыхлым тюлем «мелодраматичности» и «комедийности». Неприятный осадок какой-то весь фильм. Все полтора часа — одна сплошная неловкость. И ощущение, будто подсовывают тебе отраву в сахарной пудре. Съешь — и пропоносит. Так что лучше обходить стороной. И не вестись на "советскую" обёртку.
Комментарии